Фото: wikimedia.org

Русский исследователь Георгий Седов, родившийся в обычной рыбацкой семье в слободе Кривая Коса (пгт Седово, ДНР), возглавил экспедицию в Арктику и хотя не достиг Северного полюса, сделал огромный вклад в освоение этих территорий. О главной цели в жизни Седова рассказывает Донецкое агентство новостей.

«Начальное образование Седов получил в приходской школе. Особенный интерес он проявлял к арифметике, геометрии и географии. Отличаясь усидчивостью и пытливостью, он быстро выделился среди одноклассников. Однако вскоре стало очевидным, что для обычного рыбацкого сына этого уровня образования мало. Будучи уже подростком, Седов решил поступать в Таганрогское мореходное училище. Но путь туда был далеко не прост: требовались деньги, которых у семьи не было, да и социальное происхождение воспринималось как серьезное препятствие», — пишет агентство.

В молодости он под руководством гидрографа Александра Варнека побывал в Арктике, в году Русско-японской войны служил в соединении миноносок Сибирской военной флотилии, ходил по Каспийскому морю. А в 1910-х наконец приступил к подготовке начинания всей своей жизни — походу к Северному полюсу.

«Русский народ должен принести на это национальное, святое дело небольшие деньги, а я приношу свою жизнь», — сказал Седов в те дни.

Экспедиция с самого начала была трудной.

После преодоления многочисленных организационных сложностей, связанных с подготовкой плавания, экспедиция стартовала в конце августа 1912 года из Архангельска на шхуне «Святой мученик Фока». По выходу в море судно переименовали в «Михаила Суворина» — в честь одного из главных спонсоров всего мероприятия. Люди Седова должны были перезимовать на Земле Франца-Иосифа и далее двигаться на север по льду на собачьих упряжках. Однако зима оказалась чрезвычайно суровой, лед встал рано, так что судно застряло у северо-западного побережья Новой Земли.

Во время первой зимовки, продолжавшейся 352 дня, участники экспедиции исследовали северную оконечность Новой Земли и окружающих островов, составив подробную карту этой мало исследованной территории. Были также проведены метеорологические и ледовые наблюдения.

Только осенью 1913 года «Михаил Суворин» достиг Земли Франца-Иосифа, где началась вторая зимовка, сопряженная уже с большими трудностями. Продовольствия и топлива не хватало, здоровье Седова и команды резко ухудшилось, из-за недостатка витаминов началась цинга. Несмотря на это, 15 февраля 1914 года Седов с двумя матросами — Линником и Пустошным — отправился в пеший поход к Северному полюсу на собачьих упряжках.

За три недели Седов со спутниками прошли около 200 километров, и достичь полюса не смогли. Сам капитан, сильно страдавший от цинги и бронхита, со временем слег, и Линнику с Пустошным пришлось привязать его к нартам, чтобы продолжать поход.

20 февраля (5 марта по новому стилю) 1914 года, на острове Рудольфа, который отстоит от Северного полюса на целых 900 км, Седов скончался.

«Дорогая, милая Веруся! В случае моей смерти хлопочи о себе в Морском ведомстве. Твой образок и некоторые мои вещи тебе передадут… Итак. Прощай, родная, крепко целую, — любящий твой Георгий», — сделал он в своем дневнике последнюю запись для супруги.

Спутники похоронили своего капитана на мысе Аук, и из последних сил вернулись на «Михаил Суворин». Точное место погребения Седова оставалось неизвестным.