Механизм добровольных ограничений производителями и торговыми сетями цен и наценок на продукты действует в 51 регионе России. Об этом сообщил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский.
«На конкурентных рынках продолжаем работу над повышением ответственного ценообразования. Механизм добровольных ограничений производителями и торговыми сетями цен и наценок на продукты применяется во многих регионах в соответствии с постановлением Правительства № 662. По состоянию на апрель 2025 года ценовые соглашения действуют в 51 регионе с участием 142 производителей, 30 оптовых организаций и около 13 тыс. организаций торговли», — рассказал Шасколький, подчеркнув, что это позволяет сдерживать цены.
Он уточнил, что в результате проводимой работы с торговыми сетями наценки на так называемые товары первой цены снизились с 22 до 4,7%.
В то же время ФАС фиксирует достаточно высокий уровень наценок на ряд товаров, например на хлеб и сливочное масло.
«Мы проверяем рентабельность на рынке молочной продукции, проанализировали финансовые и экономические показатели наиболее крупных производителей. В ряде случаев установили, что повышение отпускных цен производителей на сырое молоко и сливочное масло сопровождалось аномально высоким ростом рентабельности», — рассказал глава службы, добавив, что в отношении отдельных производителей сырого молока проводится дополнительная проверка, в том числе антикартельная.
Он сообщил, что также проведен анализ на рынке хлеба в разрезе субъектов Российской Федерации.
«Практически во всех регионах выявлены производители, которые занимают доминирующее положение. В таких регионах мы поручили нашим территориальным управлениям проверить обоснованность цен производителей», — отметил Шаскольский.
Кроме того, антимонопольная служба проанализировала формирование наценок на рыбную продукцию на пути к потребительской корзине.
«Действительно, в цепочке от рыбака до прилавка было обнаружено около шести посредников, а цена в процессе движения может вырастать до 3,5 раза. Необходимо сократить товаропроводящую цепочку», — убежден руководитель ведомства.
По лекарственным препаратам регулирование и контроль цен ведется в отношении препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых.
«В 2024 году мы проанализировали 11 тыс, а в первом квартале еще 1 600 цен, заявленных производителями. По результатам экономического анализа снижено 890 цен в среднем на 15%», — рассказал глава ФАС.
Помимо этого, ведомство совместно с Минстроем и Минпромторгом контролируют цены на стройматериалы.
«Например, со второго полугодия 2024 года по настоящее время снизились цены на базовые виды металлопродукции примерно на 8%», — проинформировал Шаскольский.
Ранее при проведении проверок специалистами ведомства были выявлены монопольно высокие цены практически по всем материалам, которые используются в строительстве.
«По итогам рассмотрения дел, для обеспечения конкуренции и сдерживания цен выданы предписания. За прошлый год в качестве штрафов в бюджет поступило четыре млрд. руб.», — сообщил глава ФАС.
По его словам, ведомство постоянно проверяет достоверность и экономическую обоснованность расходов, которые учитываются при формировании тарифов.
«В случае выявления нарушений выдаем региональному тарифному органу предписание об исключении необоснованных затрат. Так, в 2024 году мы выдали 314 предписаний, исключено более 29 млрд руб. экономически необоснованных средств из тарифов на электроэнергию и ЖКХ», — рассказал Шаскольский.
Глава Правительства подчеркнул, что именно конкуренция дает возможность лучшим разработкам, научно-исследовательским и конструкторским решениям быть реализованными и в том числе даёт возможность честной борьбы за получение заказа.
«Без сомнения, нужны дальше внедрять инновационные инструменты мониторинга, в том числе за картельными соглашениями, потому что здесь очень важно, чтобы честная конкуренция стимулировала предприятия, компании, бизнес внедрять самые современные инновационные методы работы, оптимизировать свои затраты и, соответственно, наиболее эффективные тогда выходят вперед. И ценообразование также соответствует экономике с точки зрения интересов как производителя, так и покупателя», — резюмировал Мишустин.
***
ЛНР также входит в число субъектов, где действует механизм добровольных ограничений цен и наценок на продукты. По данным Минпромторга, общее количество заключенных меморандумов по состоянию на 21 апреля достигло 1 496, из которых 1 480 заключены с индивидуальными предпринимателями.