Нелегитимность Зеленского может оказаться "картой в рукаве" геополитических противников России. Такое мнение высказал ЛИЦ руководитель Центра социологических исследований "Особый статус", председатель Российского общества политологов в ЛНР, кандидат политических наук Александр Проценко.
ЛЕГИТИМНОСТЬ" & "ЛЕГАЛЬНОСТЬ
Начать нужно с того, что в связи с ажиотажем вокруг вопроса истечения срока полномочий Зеленского в сети, в прессе и в речах не только политиков, но и даже политических экспертов практически слиплись воедино два близких, но имеющих отличия понятия "легитимность" и "легальность". Легитимность обозначает поддержку со стороны народных масс права и признание справедливости того, что какое-то конкретное лицо обладает властью. Можно условно заменить это понятие словом "доверие". Во вторую очередь уже легитимность определяется внешним контуром – то есть признается ли чья-то власть субъектами международного сообщества. В этом отношении можно сказать, что легитимность Зеленского слабо зависит от отношения к нему украинцев и едва ли не полностью определяется тем, готовы ли его видеть в качестве президента на Западе. Хотя, конечно же, в нормальном государстве всегда должно быть наоборот – не граждане должны соглашаться с чьими-то оценками и интересами за рубежом, а иностранные правительства должны уважать выбор граждан государства.
Деятельность Зеленского уж точно никак не может вызывать у нас "доверия" и явно мы не считаем его достойным занимать президентский пост, но нас же гораздо больше интересует то, насколько Зеленский после 21 мая будет полноценно правомочным президентом, способным осуществлять те или иные юридически значимые действия, подписывать документы и так далее. А это уже имеет более прямое отношение к "легальности", то есть к "законности" пребывания и деятельности его на своем посту. И на этот вопрос нет на 100% однозначного ответа, в нем кроется масса подвохов, подводных камней и неустойчивых переменных.
ЗАКОН И ДЫШЛО
С одной стороны, украинское законодательство и сама конституция сейчас однозначно являются иллюстрацией пословицы про аналогию закона с дышлом. Даже сам украинский министр юстиции вынужден признать, мягко говоря, неидеальность и двоякость ее положений.
По факту, Зеленский может продлевать свое пребывание у власти в условиях военного положения практически неограниченно. С другой же стороны, со стороны де-юре, в законе по идее идет речь о невозможности проводить выборы парламента и ничего не сказано о президентских. При этом Рада приняла в конце 2023 года меморандум о том, что выборы до конца войны проводиться не будут. Хотя в конституции четко, казалось бы, написано: пятилетний срок полномочий президента Зеленского истекает 21 мая. А еще Конституционный суд 15 мая 2014 года разъяснил: положения конституции не содержат норм, устанавливающих другой срок, кроме пятилетнего, на который граждане могут избирать главу государства.
"ЭТО ДРУГОЕ"
Однако, сделать вид, что "это другое" и плюнуть на подобные противоречия сегодня в Украине не составляет никаких проблем, как не было, допустим, проблем с тем, чтобы демонстративно вытереть ноги о конституцию в феврале 2014, приняв постановление о "самоустранении" Януковича.
Но даже если абстрагироваться и пофантазировать на тему реального соблюдения в Украине законов, то должен ли Зеленский в такой ситуации передать бразды полномочий спикеру Рады? Или сам должен стать "исполняющим обязанности" президента, который может осуществлять свои полномочия в усеченном варианте? В теории на эти вопросы мог бы ответить однозначно только Конституционный суд, однако Зеленский туда не спешит обращаться, так как ответ, видимо, может быть неудовлетворительным для него.
КАРТА В РУКАВЕ
Что мы имеем в итоге? Во-первых, такая ситуация полностью устраивает внешних игроков, у которых в руках появляется дополнительный "крючок", на котором держится правление Зеленского. Теперь без их внешней поддержки ему трудно будет опереться, к примеру, на даже формальную народную поддержку.
Во-вторых, в такой ситуации в случае подписания Зеленским каких-либо документов касательно судьбы Украины эти документы теоретически могут впоследствии быть нивелированы, например, если позже Конституционный суд задним числом признает Зеленского лицом, не имевшим право на такие действия. И нелегитимность Зеленского тоже может оказаться "картой в рукаве" наших геополитических противников.
ОПИРАЯСЬ НА ЗЕМЛЮ
Исходя из этого, нужно ориентироваться на то, чтобы все будущие возможные договоренности с Западом об урегулировании конфликта, вплоть до условной капитуляции, если они будут подписаны с участием украинской стороны, должны быть обеспечены и подкреплены фактически и объективно, что называется не на бумаге, а "на земле". А это в первую очередь обозначает реальный контроль над спорными территориями, реальное состояние демилитаризации Украины и невозможность для государства Украина по объективным причинам представлять нам угрозу в будущем.