Неврологические расстройства доставляют немало проблем людям, которые с ними сталкиваются. Ведь они существенно нарушают размеренный ритм жизни. Одним из таких расстройств является социальная фобия. О том, что это за феномен и чем он может быть опасен, изданию aif.ru рассказал клинический психолог Алексей Мелехин.
ФОБИЯ ИЛИ ТРЕВОГА
Многие спорят, как правильно ее называть — социальная фобия или социальная тревога. За рубежом часто говорят про социофобию. Но тут речь про состояние, когда человек буквально знает, чего именно боится: позора, оценки от других или того, как на него будут смотреть. Он знает, из-за чего переживает.
Тревога же — это когда, находясь на улице среди людей, человек не понимает, что провоцирует его состояние. В таком случае можно говорить о тревоге без объекта: человек не знает, что именно выводит его из равновесия, он просто испытывает ряд мысленных, поведенческих и эмоциональных проблем, у него срабатывает система ощущения небезопасности.
КТО ЧТО ПОДУМАЕТ
Сегодня наблюдается пик социальной тревоги. Сейчас очень часто говорят про стыд, требуют быть идеальным и соответствовать стандартам. И нужно понимать, что человек, склонный к таким проявлениям, отличается жесткими стандартами к себе — как он должен говорить, выглядеть, каким должно быть его тело. Он отличается запредельными стандартами к себе и чрезмерной внимательностью к другому, например, его волнует: а что тот, другой подумает, а он такой-то, то есть происходит наклеивание ярлыков на других — как они смотрят, оценивают.
И все это приводит к тому, что у человека появляется стыд. Поэтому во многом социофобия связана с ощущением стыдливости. С одной стороны, пропагандируется кринж, с другой стороны, не все люди способны к нему, многие испытывают неловкость, не могут быть свободными или раскованными, не могут проявить себя теми, какие есть.
ДИФФУЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Во многом социофобия связана с диффузной идентичностью — большинство людей запутались, кто они и кем могут быть. Почему так происходит? Потому что из всех источников нам диктуют, какими нужно быть, как говорить, что носить и т. д., что неправильно, то есть постоянно, когда только-только человек понимает, как ему именно комфортно общаться, что он, например, может при случае замолчать, где-то побыть в режиме «я не знаю», но нет же — изо всех источников говорят, что нужно быть определенным, агрессивным, уверенным. И человек теряет свою идентичность.
Социофобия и социальная тревога — это тоже психическое расстройство. Человек начинает избегать, у него появляются трудности в общении и построении отношений, он изолируется, не может работать, не может общаться на кассе. Часто можно увидеть манифестацию заиканий и логоневрозов. Любые запинки в речи, любые мышечные проявления являются спутниками социальной тревоги. Человек становится заложником, он постоянно думает, что о нем подумают, репетирует свои встречи, общение, мониторит, вслушивается.
Это расстройство лечится. Главное, вовремя обратиться к клиническому психологу, специализирующемуся на тревожных расстройствах. Предполагается в рамках терапии оценка предрасполагающих, поддерживающих, тревожащих факторов, стиля привязанности, ситуативно-личностной тревожности пациента, обследуется стыд и его эмоциональная регуляция. Для лечения используются тренинги коммуникативных навыков, когнитивно-поведенческая терапия, обычная поведенческая терапия, виртуальная реальность с отработкой навыков коммуникации. В редких случаях можно предложить медикаментозное лечение — психофармтерапию. Но она должна применяться исключительно по согласованию с врачом.