Этап предвыборной агитации в средствах массовой информации начался с сегодняшнего дня для участников президентской избирательной кампании и выдвинувших их партий.
Согласно закону о выборах Президента РФ, как таковой агитационный период начинается со дня представления кандидатом в ЦИК РФ заявления о согласии баллотироваться, с этого момента выдвинувшиеся могут, например, проводить публичные мероприятия. За 28 дней до дня голосования начинается этап агитации в СМИ, который закончится в полночь по местному времени первого дня выборов (в случае принятия решения о проведении многодневного голосования). К началу этого этапа, как правило, становится известным финальный список участников выборов, таким образом избиратель может в полной мере оценить программы кандидатов и сделать свой выбор.
На выборах Президента РФ 2024 года агитационный этап в СМИ - на телеканалах, в периодических печатных изданиях, сетевых изданиях - начался 17 февраля и продлится до 15 марта.
В течение этого периода редакции СМИ предоставляют эфирное время и печатную площадь зарегистрированным кандидатам и партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь) либо за плату.
Бесплатный теле- и радиоэфир, а также печатные площади распределяются методом жеребьевки как в федеральных изданиях (это делает ЦИК РФ), так и в региональных (избиркомом соответствующего субъекта РФ. Избирательная комиссия ЛНР провела такую жеребьевку 13 февраля. Жребием определяются дата, место и полоса публикаций в печатных СМИ, дата и время эфира на ТВ и радио. Кандидаты и партии имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания на равных условиях (продолжительность эфирного времени, время выхода в эфир). При этом эфир должен приходиться на прайм-тайм.
Половина эфирного времени отводится на проведение так называемых совместных агитационных мероприятий - "круглых столов", дебатов. В них кандидаты могут участвовать как лично, так и (в ряде оговоренных законом случаев, например, когда кандидат исполняет должностные обязанности) через доверенных лиц.
Еще один вид агитации в СМИ - ролики на радио и ТВ. Как правило, каналы отводят под них целые блоки своего эфира.
Кстати, все агитационные материалы запрещено прерывать рекламой.
Все такие материалы оплачиваются из средств избирательных фондов. Кандидаты и партии не вправе использовать эфир для призывов голосовать против других кандидатов, описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран,распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с негативными комментариями, создания отрицательного отношения избирателя к тому или иному кандидату.
***
Для участия в выборах Центральной избирательной комиссией РФ зарегистрированы четыре кандидата – действующий Президент РФ Владимир Путин (самовыдвижение) и три кандидата парламентских (представленных в Госдуме) партий - Николай Харитонов (КПРФ), Леонид Слуцкий (ЛДПР), Владислав Даванков ("Новые люди").