Наступил день зимнего солнцестояния. Самый короткий день года продлится всего семь часов, а в Северном полушарии наступит астрономическая зима. Она завершится 20 марта 2026 года — в день весеннего равноденствия. Для наших предков эти дни были временем особой магии.

На самый темный день в году приходилось почитание Карачуна. В современных популярных источниках можно прочитать, что Карачун — это божество смерти, бог, повелевающий морозами, злой дух. Изображают его в виде неопрятного старика в шубе, этаким злым братом Деда Мороза. В других, напротив, указывается, что Карачун — это название самого дня солнцестояния.

А вот кто такой — или что такое — Карачун на самом деле? Об этом Донецкому агентству новостей рассказала доцент факультета интерактивных индустрий Института медиа Высшей школы экономики, кандидат филологических наук Жанна Москвина.

«Этимологические словари предлагают нам древнерусскую версию „корочунъ“, словацкую „Kraĉun“ — Рождество, болгарскую — „Крачунец“ — рождественский день, в Закарпатье „крачун“ — рождественский пирог. Но есть и другое направление истории слова в белорусском языке — злой дух, сокращающий жизнь, смерть в молодом возрасте, — поясняет Москвина. — Настоящее происхождение слова предполагает связь с латынью: quartum jejunium — „большой четвертый пост“ (так же, как и „коляда“), или с праславянским корнем „крачати“ — шагать, то есть „шагающий“ день, переходный день или день солнцеворота».

Известно, что обряды, связанные с Карачуном, в той или иной степени были связаны с идеей смерти зимы, ведь именно в самые темные дни она «умирала», давая дорогу свету и приближающемуся возрождению природы.

«В некоторых регионах (особенно в южнославянских и восточнославянских традициях) символически „хоронили“ Карачуна: делали куклу или чучело, изображающие старца или демона холода, которые затем сжигали, топили или закапывали. Это означало победу жизни над смертью, света над тьмой и подготовку к возрождению солнца в обрядах зимнего солнцестояния», — говорит Москвина.

Были и другие обряды — в том числе хорошо знакомые нам колядки.

Существует мнение, что персонажем, заменившим (или воплотившим?) образ Карачуна в сказках, стал Кощей (или Кащей, как было принято писать раньше) Бессмертный. Это образ тоже древний, но все же не настолько, как Карачун, и известен он нам гораздо лучше.

В словаре Даля имя «Кощей» производится от глагола «кастить» — «вредить, пакостить»: «вероятно, от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерной худобою человека».

«На самом деле все просто, — поясняет Москвина замену двух образов. — Кощей Бессмертный — колдун без души, управляющий подземным Тридевятым царством, отвечающий за оборотную сторону жизни (ночь, зиму, смерть). Надо понимать, что в древнем восприятии мира существовало понятие солнца дневного и ночного. И вот „смена“ солнца входила в обязанности правителя подземного мира. Зима похищает дневное солнце, тепло, умертвляет природу, на долгое время устанавливается мрак, очень коротким становится световой день».

Изначально этимология слова «Кащей» тоже сложная: «касть» — «пакость» — «нечистое» — «темное» — «не для дневного солнца».

По словам Москвиной, в более «свежей» версии имени — Кощей — есть связь и с часто описываемом в сказках ритуалом «посева костей», когда герои сеяли кости в землю, как зерна.

«Кощюнить — значит колдовать, отсюда, кстати, и „кощунство“. В чем был при этом смысл сеять в землю кости? Древние считали Нижний мир, где жил и Карачун, и Кащей, и Кощей, миром не только для умерших, но и для еще нерожденных. И вот души умерших уходили в этот мир, а им на смену рождались новые души. И снова видим идею солнцеворота: старое солнце умирает, а новое рождается», — рассказывает доцент.

Но что же осталось нам от самого Карачуна, а не от его более «успешного» в фольклоре «правнука» Кощея? Как минимум, поговорка: «Все, Карачун пришел!».

А еще, вероятно, именно он подарил нам корни слов «коченеть» и «окочуриться».