Социологический опрос автономной некоммерческой организации (АНО) «Диалог» показал, что 64% россиян раз в неделю и чаще сталкиваются с недостоверной информацией в интернете. Об этом рассказал генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак на пресс-конференции «Противодействие фейкам в 2024 году».
«Последнее исследование мы проводили с 23 по 26 июля, у нас было 3 900 респондентов по всей стране. Мы пользуемся методом онлайн-социологии, то есть мы эту выборку собираем, квотируем через социальные сети. Что мы видим: когда мы говорим про встречаемость фейков, 64% граждан встречают раз в неделю и чаще», — рассказал Табак.
Он уточнил, что за год это показатель снизился на девять пунктов, «но все равно мы понимаем, что это очень большая цифра».
Табак подчеркнул, что в стране увеличивается количество людей, которые проверяют информацию, чтобы отличить фейки от реальных фактов.
«46% респондентов знают или что-то слышали о фактчекинге, 18% — знают, но это знание зачастую поверхностное. Аудитория преувеличивает собственные способности к анализу информации. При этом 45% опрошенных считают, что имеющихся мер противодействия дезинформации недостаточно. Основной запрос — это запрос на привлечение лиц, распространяющих фейки, к ответственности и блокировку источников. Однако его зачастую трудно удовлетворить», — рассказал социолог.
Кроме того, он отметил, что сейчас в Рунете наблюдается снижение числа копий фейков, при том что их уникальное количество остается на сопоставимом уровне.
«Мы предполагали, что к концу года будет порядка 15 млн копий фейков. Сейчас мы прогнозируем, что их будет около восьми млн. Уникальных фейков сегодня примерно столько же, сколько их было в прошлом году», — отметил Табак.
Он добавил, что наблюдается снижение интереса аудитории к СВО-повестке и усталость от информационного шума, который начал фиксироваться еще в 2023 году. Кроме того, по его словам, фейки становятся более региональными.
«Если в начале СВО они распространялись на федеральном уровне, то сейчас мы наблюдаем смещение в сторону конкретных регионов и ситуаций, связанных с конкретными людьми», — объяснил социолог.