"Исполняющий обязанности президента Украины" Александр Турчинов своим указом о начале так называемой "антитеррористической операции" в Донбассе подписал приговор Украине. Об этом ЛИЦ заявил руководитель центра социологических исследований "Особый статус", кандидат политических наук Александр Проценко.
Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины 13 апреля 2014 года принял решение "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины", начав таким образом так называемую "АТО" в Донбассе. Решение было введено в действие на следующий день, 14 апреля, спикером Верховной Рады Турчиновым, исполнявшим обязанности президента.
"Уже прошло два года с той даты, которая разделила судьбу современной Украины на "до" и "после", даты, которая в итоге ознаменует окончательный приговор Украине как потенциально мультикультурному, богатому в своем разнообразии и консенсусному государству", - отметил Проценко.
"С даты, когда начинается так называемая "АТО", а, по сути, привлечение армии и вооруженных силовиков для "утихомиривания" поднявшего бунт против власти народа, начинает заканчиваться Украина как государство, по крайней мере, в том виде, в котором оно просуществовало более 20 лет", - добавил он.
Проценко подчеркнул, что объявление так называемой "АТО" стало лишь логическим продолжением того процесса, который начал разрывать страну на части еще в конце 2013 года.
"Именно тогда была создана атмосфера страха в обеих географических частях страны перед возможной "победой чужих", которая постоянно усиливалась психологическим нагнетанием и максимальным сгущением красок", - считает эксперт.
"Более трех месяцев во всех центральных СМИ большая часть информационных сообщений носили характер агрессивных, оценки текущей ситуации были преимущественно радикальными, а в риторике лидеров Евромайдана преобладали очень эффективные, с точки зрения мобилизации сторонников, но при этом носившие откровенную милитаристскую, агрессивную смысловую нагрузку месседжи", - напомнил Проценко.
По его словам, привычными для людей за это время стали такие слова, как "передовая", "отряды самообороны", "наступление", "заложники" и так далее.
"Таким образом, можно констатировать, что за несколько месяцев тема войны переместилась из информационных материалов в головы граждан, осела в подкорке, что и послужило почвой для массовой радикализации конфликта", - подчеркнул политолог.
По его мнению, тема гражданской войны перешла порог эмоциональной готовности и в итоге вступила в фазу практической реализации, а эскалация конфликта происходила настолько быстро, что украинцы не успевали осознанно реагировать и оценивать развитие событий и вынуждены были действовать в условиях постоянного чувства угрозы, что включает эмоциональные, а порой и инстинктивные, аффективные способы выработки своих мировоззренческих установок и логики принятия решений.
"Пришедшие к власти радикалы и потворствующие им бывшие оппозиционные лидеры не стали прикладывать усилий, чтобы вывести политический процесс из категорий "революционной необходимости" в нормальные правовые рамки. Победившая сторона занялась откровенным подчинением общественной воли одной части Украины требованиям другой, чего нельзя было ни в коем случае допускать", - считает Проценко.
По его словам, новые власть имущие не стали отказываться от быстрой, сиюминутной реализации своих политических амбиций в угоду компромиссу с той частью народа Украины, которою представляла действующая до недавнего времени власть.
"Практически половине избирателей страны в ультимативной форме было предложено добровольно посыпать голову пеплом, признать вину за выбор в 2010 "неправильного" президента, отказаться от защиты своих интересов и ценностей", - отметил политолог.
"В избирателях половины страны попытались поселить комплекс гражданской неполноценности и вину за свой политический выбор, подчас силой вынуждали расписываться в своей гражданской, политической некомпетентности и, что важно, культурной ущербности, несоответствии мировоззрения "правильным" и "патриотичным" образцам. Форматы диалогов с представителями юго-востока велись в формате "диктующего победителя" и "заискивающего проигравшего", - добавил он.
При этом, по словам Проценко, политическая элита юго-востока в своей основной массе оказалась неспособной на решительные действия по защите своих избирателей, заняла пассивную выжидательную позицию.
"Это немедленно почувствовал и "оценил" народ. Смесь из злости, обиды и чувства несправедливости среди жителей начала трансформироваться в нежелание подчиняться, в протест", - подчеркнул эксперт.
"И вот здесь и наступила точка разделения событий на "до" и "после". В отличие от "кровавого тирана" Януковича, новая власть, не задумываясь, стала применять силу к несогласным. Более того, указом исполняющего обязанности президента Украины Турчинова на восток страны была двинута тяжелая военная техника, которую уже в середине марта, задолго до захвата здания СБУ в Луганске и событий в Славянске, мирные жители останавливали на границе своих городов и поселков", - напомнил Проценко.
Он отметил, что тогда многие были уверены, что это всего лишь "игра мускулами", желание власти продемонстрировать силу, а не применить ее.
"Но, спустя несколько месяцев эти пушки и танки уже стреляли по городам своих соотечественников. А в свой собственный народ, как известно, стрелять можно только один раз", - подытожил политолог.