Накануне 39-й годовщины аварии на Чернобыльской атомной электростанции с Запорожским Агентством Новостей побеседовала вдова руководителя ЧАЭС в период ликвидации последствий аварии Юрия Сараева, председатель Международного союза «Лидеры мирового сообщества», президент региональной общественной организации содействия защите женщин «Женщины нашего города», лауреат национальной премии «Сфера здоровья» Лариса Горчакова.
— Ваш муж был направлен на Чернобыльскую АЭС исполнять обязанности директора сразу после трагедии 26 апреля 1986 года. Какие тогда были чувства у вас, не хотели его отпускать?
— Мы как раз познакомились до аварии чернобыльской, он был начальником строительства АЭС в Венгрии. И его оттуда в 24 часа вызвали сюда, и потом: «принимай, пожалуйста, атомную станцию в Чернобыле».
И у меня не было такого чувства, что «можно», «нельзя», да, у нас вообще тогда не было такого понятия: «отпускать — не отпускать». Все: произошла авария, трагедия, страна в опасности. Никто даже не задумывался, понимаешь? Не было никакого сомнения ни у кого, никто не задумывался о своей личной жизни, все думали о стране, о людях — это сто процентов! Это такая, наверное, закалка наших дедов-прадедов еще. Я не знаю ни одного человека, я со многими работала, с тысячами из разных поколений, разных слоев нашего общества, и в то время ну ни одного я не знаю, кто хотел бы куда-то сбежать, спрятаться куда-то. Такого вообще не было. Все сразу: как помочь? У всех порыв был: что сделать?! Они не думали о подвиге, о жертве, у всех было чувство долга и ничего другого.
— Муж вам рассказывал какие-то детали, чем он занимается или тогда все было в секрете и подробности вы узнали позднее?
— Вы знаете, у нас детали, вот такие конкретные, военные, в семье никогда не обсуждаются, никогда вообще. Стали обсуждать уже потом, после того, как признали аварию.
— Сейчас украинские военные регулярно обстреливают Запорожскую АЭС, что может привести к аналогичной трагедии. На ваш взгляд, почему современное поколение не боится устроить новую катастрофу, забыли ЧАЭС?
— Вы знаете, я же была на Запорожской АЭС и со многими разговаривала людьми. И вот они даже там, на месте, не понимают, почему украинцы это делают. Есть у них такое в характере: в ущерб себе, но я это делаю решительно и бесповоротно. Вот у них это присутствует, понимаете? Но, скорее всего, они так бомбят под руководством очень опытных и грамотных специалистов, чтобы ничего серьезного не произошло. Это такая провокация — держать под страхом, держать в постоянном напряжении. Страх потеряли, и Бога не боятся.
— Вы являетесь лидером женских общественных организаций, что бы вы посоветовали женщинам Запорожской области для достижения своих целей, как женщинам проявить себя и стать лидерами?
— Ну, прежде всего, я думаю, женщины Запорожской области хотят деятельности. Я думаю, женщинам нужно больше верить в себя, выдвигать себя во все органы законодательной и исполнительной власти, не бояться ответственности. И объединяться для принятия решений.
И, конечно, я вот даже хотела поехать в Запорожскую область и хотя бы одну женскую организацию там открыть, помочь женщинам среднего возраста, детородного возраста, которые хотят созидать. Потому что за ними будущее.