В Луганской Народной Республике началось формирование государственного и местных бюджетов на 2015 год. Этот процесс стал возможен сразу после того, как Народный совет ЛНР утвердил Закон "О системе налогообложения в Луганской Народной Республике".
Это - первый в Республике базовый документ, закладывающий экономический фундамент взаимоотношений между государством и бизнесом на длительную перспективу. Уже на стадии подготовки закон вызывал живой неподдельный интерес у всех, кто, так или иначе, имеет отношение к уплате налогов. В ходе работы над документом в него были внесены множество поправок. Что же получилось в итоге? Об этом ЛуганскИнформЦентру рассказал председатель Государственного комитета налогов и сборов Сергей Бородин.
- Расскажите, в каких условиях формировался закон.
- Кропотливая, напряженная работа над этим документом продолжалась два с лишним месяца. За это время состоялось несколько общественных слушаний, в ходе которых специалисты комитета выслушали и постарались максимально учесть конструктивные предложения представителей разных отраслей экономики – транспортников, машиностроителей, шахтеров, представителей малого и среднего бизнеса. Кроме того, проект документа трижды рассматривал Комитет Народного совета по вопросам бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политики, экономики, торговли и внешних связей, развития малого и среднего бизнеса и принял его за основу. В итоге мы вышли на согласованный всеми заинтересованными сторонами документ.
- Что принципиально изменилось в системе налогообложения?
- Принятым Законом на территории ЛНР установлено 9 видов налогов и сборов. Для сравнения: ранее на территории Луганской области хозяйствующие субъекты уплачивали 17 видов налогов и сборов – из 22, действовавших на Украине.
По видам отчислений налоги делятся на два уровня – уплачиваемые в государственный и местные бюджеты.
В государственный бюджет зачисляются налог с оборота, налог на прибыль предприятий, акцизный налог, плата за пользование недрами, экологический налог. Сразу отмечу: в связи с тяжелой ситуацией на территории Республики введение в действие экологического налога отложено до 1 июля 2015 года.
В местные бюджеты будут зачисляться налог на доходы физических лиц, налог на прибыль муниципальных предприятий, единый налог, плата за землю, а также в перспективе - государственная пошлина, которая будет регулироваться отдельным законодательным актом.
- Какие изменения направлены на ускорение развития бизнеса на территории Республики?
- В первую очередь, отменен налог на добавленную стоимость: вводить его в нынешней ситуации нет ни смысла, ни возможности.
Наиболее прозрачный, "живой" налог – налог с оборота, его основная ставка - 3%. При этом для отдельных видов деятельности установлены дифференцированные ставки, призванные создать максимально благоприятные условия для стратегически важных отраслей Республики.
В частности, ставка 2% предусмотрена для предприятий машиностроения.
По этой же ставке – 2% будут платить налог с оборота угледобывающие, углеперерабатывающие и сельскохозяйственные предприятия, а при реализации ими товаров на экспорт предусмотрено ставка в 3%.
Кроме того, предприятия малого бизнеса (с численностью работающих до 50 человек, объемом оборота до 100 миллионов гривен в год) могут уплачивать налог с оборота по ставке 5% и освобождаться от уплаты налога на прибыль (при условии обязательного ведения бухгалтерского учета).
За предоставление в аренду недвижимого имущества в сфере розничной торговли (рынки, торговые ряды, павильоны, торговые залы и др.) ставка налога с оборота составит уже 8%.
- Чтобы понять, насколько выгодна та или иная система уплаты налога, важно знать ставку налога на прибыль.
- В Луганской Народной Республике ставка составит 10% от прибыли, полученной за месяц, что значительно ниже ставок, действующих на Украине - 18% и в России - 20%.
В то же время для плательщиков налога, которые вносят инвестиции на восстановление зданий, производственного оборудования и мощностей, поврежденных в результате боевых действий, а также на развитие производства, устанавливается ставка налога на прибыль в размере 5% на сумму инвестиций.
Одновременно Законом установлено, что не являются плательщиками налога на прибыль сельскохозяйственные предприятия (ранее зарегистрированные плательщиками фиксированного сельхозналога) и упомянутые выше субъекты малого предпринимательства, выбравшие систему уплаты налога с оборота по ставке 5%.
- А как изменится волнующий всех работающих граждан вопрос подоходного налога?
- Ставка налога на доходы физических лиц снижена с 15% и 17%, действовавших на Украине, до 13%. А для шахтеров, работников шахтостроительных предприятий, занятых на подземных работах, а также работников государственных военизированных аварийно-спасательных служб ставка налога на доходы физических лиц составит 10%.
При этом важно отметить, что физические лица - предприниматели, которые являются плательщиками налогов по общей системе налогообложения, уплачивают налог с оборота по основной ставке 3% и налог на доходы физических лиц – 13%.
- Еще одна большая группа граждан, уплачивающих налоги – физические лица-предприниматели.
Физические лица-предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, делятся на 4 группы плательщиков единого налога.
Хочу обратить внимание, что установленные ставки единого налога для І – ІІ и IV группы включают единый социальный взнос.
К первой группе относятся предприниматели, не использующие труд наемных лиц, осуществляющие исключительно хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (например, изготовление и ремонт обуви, швейных изделий, головных уборов, мебели, столярных изделий, уборка помещений, парикмахерские услуги, фотоработы и т.п.), объем дохода которых не превышает 150 000 гривен в год. Для этой группы физических лиц предпринимателей установлена фиксированная ставка единого налога в размере 400 гривен в месяц.
Ко второй группе отнесены физические лица – предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, розничную продажу товаров, в том числе с торговых мест на рынках, при условии, что в течение календарного года количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не превышает 10 человек и объем дохода не превышает 1 000 000 гривен. Для этой группы физических лиц ставка единого налога - 600 гривен в месяц, которая увеличивается на 50 процентов за каждого наемного работника.
К третьей группе относятся физические лица - предприниматели, у которых количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях в течение календарного года, одновременно не превышает 20 человек, и объем дохода не превышает 3 000 000 гривен. Для этой группы плательщиков (в т.ч. осуществляющих междугородние перевозки пассажиров, оказание информационно-диспетчерских услуг по осуществлению перевозок пассажиров и багажа) ставка единого налога – 5% от полученного дохода.
К четвертой группе отнесены физические лица – предприниматели, осуществляющие транспортные перевозки пассажиров общественным транспортом и легковыми такси.
Они разделены на категории, для каждой из которых установлены разные налоговые ставки:
- по городским и пригородным маршрутам: 500, 400 и 200 гривен с одной единицы транспортного средства;
- для частных лиц, работающих в режиме такси - 400 гривен.
Категории определяются Министерством инфраструктуры, транспорта и связи.
- Какие налоговые изменения, на ваш взгляд, следует еще отметить?
- Ставки земельного налога за земельные участки остались в прежних размерах.
Сбор за специальное использование водных ресурсов для предприятий водопользователей отменен.
При этом во исполнение установленных ставок за недра (они установлены в абсолютных величинах и рассчитываются, исходя из объема добычи полезных ископаемых) для предприятий ЖКХ увеличилась ставка платы за добычу пресных подземных вод до 31,41 грн. за 100 куб.м., что возможно приведет к перезаключению договоров с предприятиями с учетом новых ставок.
- Исходя из ваших слов, можно сделать вывод, что Законом установлены весьма лояльные налоговые ставки. А какова ответственность за их нарушение?
- В случае возникновения ответственности в первый раз в течение шести месяцев с момента принятия настоящего Закона применяется финансовая санкция в размере 1 гривны. Но каждое последующее нарушение норм Закона влечет ужесточение наказания. Например, за несвоевременное предоставление отчетности – штраф 170 гривен за каждую неподачу или несвоевременную подачу.
Кроме того, в случае установления факта осуществления хозяйственной деятельности физическими либо юридическими лицами (филиалами) без разрешения применяется штраф в следующих размерах:
для юридических лиц – в размере 10 000 гривен;
для физических лиц – в размере 5 000 гривен.
За каждого неоформленного работника к работодателю на предприятиях, учреждениях, организациях, а также физическим лицам – предпринимателям применяется штраф в размере 8 500 гривен.
В случае если налоговый орган самостоятельно определяет сумму налоговых обязательств, штрафная санкция составит 25 процентов от установленного налогового обязательства.
В случае установления факта несвоевременной регистрации в органах налоговой службы физических либо юридических лиц (филиалов), разрешение на хозяйственную деятельность аннулируется.
Санкции достаточно жесткие, а это значит, что предпринимателям гораздо выгоднее вести свой бизнес легально, не допуская нарушений.
К сказанному остается добавить, что принятый Закон станет базой, на основании которой Республика и местные органы власти смогут подготовить полноценные государственный и местные бюджеты на следующий год.
И самое главное: настоящий Закон устанавливает упрощенную систему налогообложения, призванную создать благоприятные условия для восстановления экономики Луганской Народной Республики.