Фото из личного архива архимандрита Макария

О сакральных смыслах и значениях предстоящей Лазаревой субботы, Вербного воскресенья, страстной седмицы и грядущей Пасхи — Воскресения Христова ЛИЦ в дни Великого поста рассказывает настоятель Луганского храма в честь святого благоверного князя Александра Невского архимандрит Макарий Любавцев.

«СТРАСТЬ» ОЗНАЧАЕТ «СТРАДАНИЕ»

Мы стоим на пороге страстной седмицы — самой печальной и трагической недели в истории человечества. В церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание». Все дни Страстной седмицы называются великими.

Около двух тысяч лет назад в течение недели перед иудейской Пасхой произошли события, которые изменили мир и разделили его на две эры — до Христа и после Него. Именно событиями страстной седмицы закончилась жизнь Мессии Христа — Богочеловека, который пришел в мир для того, чтобы человек смог снова вернуться в рай, чтобы примирить падшего и потерявшегося в грехах «венца творения Божия» с его Творцом.

ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДО В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

События последних дней земной жизни Спасителя были определены еще до начала сотворения мира, но так велика любовь Бога к Своему творению, что «Он отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Когда после распятия, крестных страданий и смерти Христа, когда казалось, что все — конец: Иисус не является обещанным Мессией, спасителем и избавителем мира, царем, который подарит обещанное царство, ученики разбежались и находятся в потерянности, Богородица плачет, фарисеи и первосвященники ликуют, иудеи встречают Песах, закончилась суббота (день покоя), наступает первый день недели и третий день после убийства Учителя. И случается самое величайшее чудо в истории человечества! Гроб пуст, камень отвален, остались одни пелены и Спаситель воскрес от мертвых, совершив тем самым победу жизни над смертью и примирив человека с Богом, пролив Свою бесценную Божественную кровь за каждого из нас, живущих на земле.

Но как мы подходим к этим самым важным событиям в жизни человечества — Воскресению Христову? Рассмотрим все по порядку по дням.

ВОСКРЕЩЕННЫЙ ЛАЗАРЬ

Последние дни земной жизни спасителя начинаются с воскрешения почившего друга — Лазаря, который умер четыре дня назад. В его доме Иисус часто бывал в гостях со своими учениками, его сестры Марфа и Мария принимали Христа и слушали его беседы и наставления. Господь не успел на похороны к Своему другу и попросил открыть пещеру, в которой лежало тело. Иисус воскрешает Лазаря, возвращая его к жизни, тем самым показывая, что Он сильнее смерти и все процессы в мире подвластны Ему. Лазарь после этих событий прожил долгую жизнь и всю ее посвятил проповеди Воскресшего Христа Жизнодавца.

«ОСАННА В ВЫШНИХ»

Далее Господь просит учеников привести молодого ослика, на котором еще не велись никакие работы, который не был еще под ярмом, и стал символом той чистоты, о которой всегда проповедовал Христос, и торжественно въезжает на нем в Иерусалим. Встречающая толпа расстилает перед ним свои одежды и пальмовые ветви и с восторгом кричит: «Осанна в вышних», что означает моление: «спаси, спасение с неба». Эти возгласы ликования связанны с тем, что иудеи ожидали земного царя, который избавит их от римского владычества. И когда они не получили ожидаемого, так и поняв, что не о земном царстве Он проповедует и не избавит их от порабощения иноплеменников, то всего через несколько дней эта же толпа, когда Пилат будет судить Христа, будет с восторгом кричать уже совсем другое — «убей!» и «распни Его».

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

После входа Господня в Иерусалим наступает страстная седмица. Рассмотрим ее детальнее по дням недели.

В понедельник Церковь сравнивает Господа с ветхозаветным патриархом Иосифом, которого братья из зависти предали и продали в рабство в Египет. А также событие, когда Христос проклинает смоковницу, которая не приносила плода и пользы, и она на следующий день засыхает. Церковь рассматривает это событие как науку для всех верных: человек, не приносящий плода, подвергается аналогичному проклятию и погибает.

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Во вторник Иисус учил в Иерусалимском храме и первосвященники, слыша притчи его и обличение их кощунства, решают убить Его. В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Так же в этот день Иуда, узнав о предложенной первосвященниками сумме в 30 сребреников — сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима — получает от них деньги и решается на предательство Учителя, обещая привести стражников в место, где можно будет арестовать Христа, когда Он будет один и без народа, гнева которого так боялись нечестивые учителя. В Великую Среду последний раз читается постовая молитва преподобного Ефрема Сирина и все верующие люди в этот день готовятся к Таинству Исповеди и Евхаристии, чтобы соединиться со Христом в причащении в Великий Четверг.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

В четверг вспоминается важнейшее евангельское событие — Тайная вечеря, на которой Господь установил величайшее новозаветное Таинство Святой Евхаристии или Причащения, ради Которого собственно Спаситель и пришел в мир, чтобы через принятие Тела и Крови Христа человек мог соединиться с Богом. В этот день все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной литургии.

Вечером Спаситель идет с учениками в Гефсиманский сад, где молиться Богу-Отцу и тут же происходит само предательство Иуды, его известное лобзание и взятие под стражу Христа. На вечерней службе читаются 12 Евангелий, повествующих о последних часах жизни и страданиях Спасителя.

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

Великая пятница — день осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя. Утром в храмах служатся Царские часы, литургии в этот день не положено — жертва принесена на Голгофе. Днем служится вечерня с чином выноса Плащаницы — Иосиф Аримафейский снимает Пречистое Тело Господа с Креста и кладет его во гроб. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Это день строго поста и великой скорби — до выноса плащаницы не вкушают пищи.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В этот день совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней с чтением перед Плащаницей 15 паремий. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, в конце которой священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память 40-дневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).

ОСТАВИТЬ ВСЕ СУЕТНОЕ

Теперь поговорим о традициях страстной седмицы. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Христиане стараются побольше провести времени на Богослужениях, которые отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу, храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

Страстная седмица приближает и готовит нас к самому важному празднику и «торжеству из торжеств» — Пасхе Христовой. Соответственно, вся жизнь христианина на этой неделе, все приготовления сводятся ко встрече с Христом. Христианская традиция красить пасхальные яйца и печь куличи восходит к глубокой древности. Есть предание, что святая равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами «Христос Воскресе!». Император проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца.

ПАСХАЛЬНЫЙ ХЛЕБ

Кулич — символ Пасхи и Воскресения Христова. Это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане.

После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу и для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.

Кулич выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа.

После окончания Пасхального богослужения верующие «разговляются» и впервые после поста позволяют себе есть непостную пищу. На Пасху — это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы, и крашеные яйца. В Великую субботу или после Пасхального ночного Богослужения праздничную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы — это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости.

«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» — «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!»

Православные христиане радуются светлому празднику, ходят в гости к самым родным и близким, угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. И друг друга поздравляют словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».

С наступающей Страстной седмицей, дорогие луганчане, друзья, братья и сестры! Проведем ее благоговейно и достойно, за молитвой на Богослужениях и в подготовке к светлому «празднику праздников и торжеству из торжеств» — Воскресению Христову! Божьего всем благословения, Его помощи и заступничества!