О сакральных смыслах и значениях предстоящего Великого Поста ЛуганскИнформЦентру рассказывает настоятель Луганского храма в честь святого благоверного князя Александра Невского архимандрит Макарий Любавцев.
ПОСТ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Великий пост — это пост с большой буквы. Самый строгий, многодневный, насыщенный смыслами и духовно сильный пост в Православной Церкви. И когда в церковной среде говорят: «Постом такого-то года было то-то и то-то», то обычно имеется в виду именно Великий пост, а все остальные три поста в таком случае специально уточняются. Более того, это, в общем-то, единственный пост среди церковных, в котором само церковное богослужение является особым и специально постовым. Даже полные литургии, к которым мы привыкли на протяжении года, в посту служатся только в субботние и воскресные дни, а по будням служатся особые постовые Богослужения, а по средам и пятницам — Литургии Преждеосвященных Даров. Великим постом даже «Господи, помилуй» поют и то на иной распев, нежели в обычное время. Появляются совершенно особые молитвы и в домашней молитве христианина, и в храме. И уже этим свидетельствуется, что это время, которое является совершенно особым. Время, когда христианин особым образом подготавливает себя ко встрече с Воскресшим Христом Жизнодавцем.
ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
Господь пришел на эту землю, стал во всем, кроме греха, подобным нам, принял человеческую плоть, претерпел страдания и смерть за каждого из нас, чтобы мы могли иметь жизнь вечную в обителях райских и вечное блаженство с Богом и святыми. Поэтому Церковь и установила Великий пост — как время особого покаяния и подготовки человека к самой важной встречи в его жизни — ко встрече с Тем, Кто спас нас от греха и вечной смерти. Основным смыслом поста является духовное внутреннее обновление человека через покаяние и приступление к Таинствам Церкви, чтобы быть готовым принять Воскресшего Господа.
40 ДНЕЙ
Великий пост состоит из 40 дней (шести недель — примечание автора) и Страстной седмицы — последней недели перед Пасхой. Страстная седмица — это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий пост — это отдельное время. Четыредесятница — первые 40 дней — это время, когда мы идем навстречу к Богу. Страстная Седмица — это время, когда Господь идет навстречу нам. Идет через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, через Свое Воскресение. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.
ВРЕМЯ ДУХОНОГО РОСТА
Сам пост не является самоцелью для христианина — это лишь один из способов достижения духовного роста. Вторым крылом является — молитва, которую мы сугубо усиливаем в дни поста. А также важное значение имеют добрые дела, милостыня, которыми мы также приближаемся к Богу. Постом человек ограничивает свои плотские страсти, потокание чреву, чтобы через воздержание было легче думать о горнем, очищать свою душу через покаяние и не отягощать себя скоромной пищей. Важно в пост также более частое посещение богослужений в храме — в это время они особые. Это и чтение особого канона Андрея Критского в первые четыре дня первой недели, когда мы настраиваем себя на покаяние и просим у Господа сил достойно пройти этот путь. Особый трепет и духовную радость имеют Богослужения Страстной седмицы — они наполнены огромной скорбью, но одновременно несут в себе предчувствие скорой радости о Воскресшем Христе.
БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ
Смысл поста заключается в борьбе с нашими многочисленными страстями и пороками, которые через ограничения себя легче будет преодолевать. Священники рекомендуют ставить себя на пост цель борьбы с какой-то конкретной страстью, которая нас больше всего одолевает. Кто-то ограничивает себя в курении на время поста, а потом глядишь, и вообще бросает курить после этого положительного опыта воздержания. Кто-то любит проводить время перед телевизором, оставляя необходимые домашние дела, — тогда мы ограничиваем себя в этом. Кто-то борется со сквернословием, руганью или иными грехами, которые нас одолевают. И когда мы ставим своей целью борьбу с конкретным грехом, плюс приобщаем к этому особое воздержание от изысканной скоромной пищи, добавляем молитву и добрые дела, посещение храма и участие в Таинствах Церкви, естественно, Господь пойдет к нам навстречу и поможет достичь поставленной нами цели. И вот так постепенно, шаг за шагом мы сможем побороть сначала одну, потом вторую, третью страсть, которая нас гложет.
ПОСТ — НЕ ДИЕТА
Пост — это ни в коем случае не диета или время, когда мы очищаем наш организм, воздерживаясь от мяса или молока. Без духовного возвышения и преодоления какого-то греха такое воздержание не имеет смысла для христианина. Быть на ЗОЖе, сидеть на диете или быть веганом человек может в любой день своей жизни. Но именно Великий пост является трамплином и временем к духовному возрождению и возрастанию человека. Без добрых дел, не делая ничего для Бога и наших ближних, мы не сможем достичь высот в духовной жизни.
ПУТЬ ВНУТРЕННЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Есть такое крылатое выражение: «В пост главное — не есть друг друга». Оно означает, что мы должны бороться со своими страстями и быть добрее друг к другу, помогать ближним, делать дела милосердия и быть терпеливее и добрее к тем людям, которые нас окружают и с которыми зачастую у нас могут быть натянутые отношения. В Евангелии от Матфея приводятся слова Господа о посте, когда Он говорит, что основной смысл поста именно внутренний, когда мы преображаемся духовно. Не стоит посыпать голову свою пеплом и одевать лику скорби и отказаться от привычной работы, чтобы показать, как сугубо мы постимся. Наоборот, нужно заниматься всеми обычными делами — работой, семьей, детьми, но во главу угла ставить наши добрые дела и путь внутреннего совершенствования.
УСТАВЫ ПОСТА
Как и в каждом посте есть несколько уставов поста: более строгий — для монастырей и тех христиан, которые достигли уже определенных высот и имеют опыт предыдущих постов, так и более умеренный — для начинающих, беременных, кормящих, детей или возрастных людей. Пост — это дело индивидуальное, и каждый человек выбирает для себя тот путь, которым он будет идти на встречу с Воскресшим Христом. На несение бремени великого поста принято брать благословение у своего духовника и, соразмерив силы, брать на себя намеченную ношу. Также на время поста принято усугублять свое домашнее молитвенное правило. Кто-то добавляет к обычному чтению утренних и вечерних молитв еще и чтение кафизм Псалтыри, кто-то записывается на чтение «Неусыпаемой Псалтыри» в храме в кругу прихожан. Хорошо помогает чтение молитвы Ефрема Сирина — короткой, но очень емкой и плодотворной, с поклонами у себя дома.
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ
Важным аспектом несения подвига Великого поста является чтение Евангелия и духовной литературы. Хорошим подспорьем будет намерение прочитать все Четвероевангелие на протяжении поста — по несколько глав Святого Писания в день. Если осилить все четыре Евангелия будет тяжело, то можно начать с первого Евангелия от Матфея, читать по одной-две главы в день, но желательно с толкованием, потому что для начинающих или только пришедших в Церковь далеко не все в Евангелии будет понятно. Поэтому берем главу из Евангелия, параллельно открываем в телефоне или на компьютере Толкование на Писание, благо, сейчас все они есть свободном доступе, и так читаем и вникаем в слова Святого Письма. В свободном доступе есть классические толкования святых Отцов Церкви — святителя Василия Великого, Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта Болгарского или современные — митрополита Иллариона (Алфеева). Также в пост можно взять для прочтения какую-то душеспасительную книгу — для более опытных это святоотеческие труды, такие как «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, беседы Василия Великого или Феофана Затворника. Для начинающих лучше взять что-то попроще, к примеру, «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова) — очень хорошая книга, которую всем нужно прочитать, и знакомство с которой не составит большого труда.
«ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА»
В современных условиях жизни пост также имеет важное значение для христианина. Но важно понимать, что не всегда все члены семьи постятся или могут нести пост строго. Поэтому здесь необходимо выбирать «золотую середину», чтобы ни в коем случае не вносить раздоры в семьи, жене не ругаться с мужем или наоборот. Также нужно детей к посту подводить постепенно, объясняя им суть этого действия, чтобы они понимали смысл поста, а не думали, почему мы вдруг перестали есть мясо или творог. В посту главное научиться уступать нашим ближним, делать это поприще поста разумно, и только тогда он принесет пользу и нам, и нашим окружающим. Повторю еще раз, что важно все недоуменные вопросы духовной жизни и то, как их применить на практике в нашей повседневной, обыденной жизни, уточнить у священника, тогда и любое послабление принесет пользу и все непонимания исчезнут.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Я был школьником начальных классов, когда начал ходить в храм, и со временем стал вопрос поста в семье. Поначалу действительно это может показаться тяжелым поприщем, но со временем привыкаешь и уже ждешь поста. Поэтому не нужно бояться, надо настроиться и ступать на этот путь, а, как известно, «дорогу осилит идущий».
Как и к началу любого важного дела в нашей жизни, новым изменениям у нас принято готовиться, вот так вот и пост служит подготовкой к самому важному «празднику праздников и торжеству из торжеств» — Пасхе или Воскресению Христову. Поэтому в духовной жизни часто бывает, что прихожане сталкиваются с какой-то новой вехой в жизни или необходимостью каких-либо перемен. Тогда священники советуют также подготовиться им к этим важным изменениям посредством молитвы и поста. Люди исповедуются, постятся, умиротворяются, очищаются, и потом через какое-то время смотришь, а они приходят и делятся радостью, что-то или иное начинание получилось, дело само собой спорилось. А все потому, что Господь, видя намерение людей, видя, что мы идем к Нему навстречу — Сам начинает двигаться навстречу нам. Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Нам стоит только сделать один шаг навстречу Ему, а Бог сделает и тысячу, и все остальные шаги!