Фото: из личного архива архимандрита Макария (Любавцева)

О гуманитарной работе, пастырском служении и духовном окормлении студентов, кадетов, а также военнослужащих на линии фронта, ЛуганскИнформЦентру рассказывает настоятель луганского храма в честь святого благоверного князя Александра Невского архимандрит Макарий (Любавцев).

ОСОБЕННОСТЬ ПРИХОДА

Я как настоятель этого прихода искренне рад и по-человечески горд тем, что мы делали, что мы делаем и какой значимый приход мы, без преувеличения, создали. Потому что такого прихода с такой разнообразной деятельностью, как у нас, нет ни во всей Новороссии, ни, наверное, во всей РПЦ. Наш приход храма святого Александра Невского — это, казалось бы, обычная единица, составляющая Луганскую епархию. Самый обычный приход — здание, состоящее из двух храмов, и люди, которые его наполняют: три священника, диакон и прихожане. Деятельность, которую мы ведем, настолько же многогранна, что иногда мы смотрим и думаем, как мы только все это успеваем делать.

Фото: из личного архива архимандрита Макария (Любавцева)

ОТ УНИВЕРСИТЕТА ДО КАДЕТОВ

Наш приход уникален, потому что, например, ни один приход Луганской епархии не ведет такой разнообразной деятельности. Вот смотрите: мы, кроме обычного совершения уставных богослужений, постоянно окормляем Далевский университет. Два священника: я и отец Михаил выступаем преподавателями в Высшей школе. Также мы работаем с Республиканским казачьим кадетским корпусом на постоянной основе уже более пяти лет. Я являюсь его духовником и духовником недавно созданного, но активно развивающегося Военного учебного центра МО на базе Далевского университета. Мы окормляем колледж информационных технологий и предпринимательства более 10 лет, Федерацию спортивной борьбы ЛНР и несколько других спортивных организаций, школ на востоке города, организуем лекции для молодежи и студентов, работаем с общественными и волонтерскими организации Республики и всей России, с проектом «Россия — страна возможностей», активно сотрудничаем с Народным фронтом, средствами массовой информации, телевидением, постоянно участвуем в международных, межрегиональных, межрелигиозных форумах и конференциях и делаем очень много другой полезной работы.

Та деятельность, которая ведется, она видна, и я искренне очень рад, что наше сотрудничество на таком высоком уровне и постоянно мы его только развиваем.

СЕСТРИЧЕСТВО МИЛОСЕРДИЯ

У нас создано Сестричество милосердия, вот уже пошел второй год, как оно активно развивается, и его деятельность — это глубокая социальная направленность, которая растет и развивается. И это все сделано силами наших добровольцев-прихожан, то есть нашим приходом. Это простые люди, которые объединились для того, чтобы нести добрые дела. Сейчас сестер милосердия 15 человек. Есть десять посвященных и пять, которые, так скажем, послушниц, но они влились полноценно в наше Сестричество. Они активно помогают во всем, принимают участие во всех наших проектах, добрых делах и начинаниях.

Фото: из личного архива архимандрита Макария (Любавцева)

СЛУЖЕНИЕ НА ФРОНТЕ

Далее, я как военный священник постоянно окормляю фронт, и мы ездим в те или иные подразделения, помогаем военным священникам с большой земли в их служении. Это на постоянной основе несколько подразделений. Я не являюсь штатным священником той или иной бригады и, хотя я сотрудник военного отдела Луганской епархии, но как военный священник за какой-либо бригадой я не закреплен. За Святки, за вот эти последние две недели, это были выезды в пять разных воинских частей.

Также наш храм выступает духовным руководителем для трех казачьих станиц, входящих в Луганский казачий округ. У нас в храме совершаются казачьи богослужения и чины верстания (принятие присяги) в казаки.

Фото: из личного архива архимандрита Макария (Любавцева)

ГУМАНИТАРНАЯ МИССИЯ

Гуманитарная миссия, которой мы занимаемся, началась с 2014 года, когда начались первые боевые действия в Донбассе, и наш приход тогда уже не остался в стороне. Но с началом СВО наше гуманитарное служение стало развиваться с гиперболической скоростью.

К сожалению, мы стеснены помещениями и не имеем отдельного здания для Сестричества и нашей социальной и гуманитарно-военной работы. Приходится как-то приспосабливаться. Вот наше храмовое здание состоит из двух частей: верхний храм Александра Невского и нижний (подвальный) в честь Матроны Московской. Зимой мы служим в нижнем храме, а верхний храм используется как гуманитарный склад для помощи подопечным Сестричества милосердия и нашим воинам. А в теплое время года все меняется местами — переходим служить наверх, а внизу обустраиваем склад. Так как у нас нет своего отдельного помещения гуманитарного, нам приходится довольствоваться теми помещениями, которые есть. И мы используем храм как склад. Повторюсь, ни один наш приход не оказывает такой помощи фронту, какой оказываем мы.

Фото: из личного архива архимандрита Макария (Любавцева)

ЦИФРЫ И РЕГИОНЫ-ДОНОРЫ

Только за Святки, то есть от Рождества до Крещения, мы передали примерно от двух до трех тонн помощи. Это от окопных свечей, которые сейчас очень нужны, до новогодних подарков для воинов — это были наборы самого необходимого: чай, кофе, сладости, тушенка, сгущенное молоко, влажные салфетки, сушеные овощи, фрукты, орехи, батончики. Каждая такая коробка весила около 15 кг, была красиво по-новогоднему украшена, с письмами от детей, и их было порядка двадцати штук.

За прошлый год мы передали порядка тридцати тонн именно гуманитарной помощи фронту от более пятидесяти регионов. А за 2024 год — более 50 тонн. У нас есть постоянные, как лучше сказать, доноры, которые помогают фронту. Это 10 регионов, которые ежемесячно, минимум раз в месяц, присылают помощь, а многие волонтерские группы приезжают раз в неделю.

Не бывает недели, когда бы к нам не приехали две-три группы волонтеров и не оставили помощь для воинов. Мы активно работаем с Тамбовом, Нижневартовском, Казанью, моей родной Башкирией, Ростовом-на-Дону, Краснодарским краем. Периодически приезжают из Москвы и Подмосковья, Ставрополя, Дагестана. Иркутск очень много помогает и Дальний Восток, Кузбасс очень часто приезжает. И соответственно несколько раз в неделю приезжают военнослужащие, и мы передаем помощь им и в госпиталя. Бывает за один день несколько групп привозят и несколько групп воинов забирают. И так еженедельно и ежемесячно уже не первый год.

Фото: из личного архива архимандрита Макария (Любавцева)

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ И ДОБРОВОЛЬЦЫ

По сути, наш храм используется как логистический хаб. Мы работаем с конкретными, проверенными людьми, с которыми у нас уже налажен контакт, помощь проверяется. Они оставляют ее у нас, а воины уже знают мои контакты, мы созваниваемся, и они, когда у них есть возможность, забирают. Диспетчер — это я, отец Александр и отец Михаил очень помогают в храме, сестры милосердия и моя мама — старшая сестра Сестричества. Уникальность нашего храма в том, что у нас нет специального штата, который этим занимается. Никто за это зарплаты не получает. Мы делаем это добровольно, из любви к Родине и желания помочь воинам и фронту в тяжелое время войны. У воинов нет выходных, наша страна находится в состоянии войны. Вот и у нас почти никогда не бывает выходных. Даже в понедельник (традиционное время отдыха священников после воскресных богослужений) я приезжаю и передаю помощь, открываю храм, если воины приезжают вечером. Часто бывает, что волонтеры или воины приезжают не в рабочее время храма, а в восемь, девять, десять вечера. Мы приезжаем, открываем, выгружают волонтеры, выгружаем я, отец Александр, отец Михаил. Если это суббота или воскресенье, и есть служба, то пономарей просим или прихожан. Это непрерывный логистический процесс.

ВАЖНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА

При этом хочу подчеркнуть, что у нас в епархии есть отдел социального служения, который возглавляет настоятель храма Всех Святых протоиерей Александр Беспалов. Это общеепархиальная структура — туда, соответственно, идет помощь от Церкви и со всей страны. Они тоже работают достаточно активно, очень много делают и помогают. Так в чем же разница? Она есть. Наш приход, это все-таки маленькая единица, которая добровольно из любви к Родине и людям взяла на себя такое послушание. А гуманитарный отдел — это большая организация со своим штатом, сотрудниками и зарплатами, большими возможностями, меценатами и жертвователями.

Большой труд выполняет протоиерей Евгений Рогозинский, благочинный Новоайдарского округа, и его сестры милосердия. Мы очень активно с ними работаем, как по гуманитарной и военной линии, так и по помощи госпиталям и сестринскому служению. Именно с Новоайдара, упорства и рвения и отца Евгения началось сестринское движение на Луганщине, он является его вдохновителем, и мы равняемся на него.

Еще очень активно помогает фронту Вознесенский мужской монастырь и его настоятель архимандрит Иоанн (Сухина). Созданное при монастырском подворье молодежное движение «Святоград» также активно развивается в социальной и молодежной работе, и мы плодотворно взаимодействуем с ними. Но тоже, например, сравнить возможности нашего прихода и монастыря, и тем более епархиального отдела, невозможно — это совершенно разные, так сказать, «весовые категории», очень разные соизмерения. Но очень радует, что все мы двигаемся в одном направлении, помогаем друг другу и служим Богу, людям и Отечеству, приближая нашу общую победу.

Фото: из личного архива архимандрита Макария (Любавцева)

КРЕЩЕНИЕ ШТУРМОВИКА

В одну из поездок на Святки мне довелось побывать в Артемовске. Пригласили меня на праздник благословить наших воинов-штурмовиков. Я совершил чин Великого освящения воды, благословил и причастил. Был на нескольких позициях, в нескольких подразделениях. На одном причастил пять воинов и на другом 35 воинов.

И тут подходит один брат, наш воин, и говорит: «Батюшка, я крещеный, а вот мой друг… вот мы здесь познакомились, сроднились. И он некрещеный. А мы сегодня ночью идем на задачу. Вы можете его окрестить?». Сам воин спрашивает: «Что для этого нужно? Я очень хочу креститься!» Я отвечаю: «Нужен священник — я здесь, все сделаем!».

И после совершения чина освящения воды отдельно для него совершил таинство Крещения. Это был взрослый воин-штурмовик, который смерть видел не один раз. Он сегодня шел на задачу, не знал, вернется или нет. И вот в день Богоявления я совершил над ним таинство Крещения — он стал уже своим Богу, стал христианином, он ждал этого момента не один месяц. А тот друг, который его привел, стал для него крестным отцом.

Фото: из личного архива архимандрита Макария (Любавцева)

БОГОСЛУЖЕНИЕ НА ПОЛИГОНЕ

На Рождество я тоже был на одном полигоне, совершал богослужение. Выезжаем из города, небо чистое, морозец. И военные, которые меня везли, переживают: если небо чистое, то дроны летают — это плохо. А когда подъезжали к месту назначения, начал спускаться туман и очень густой. И мы спустились, совершали службу на улице, потому что уже не было дроновой опасности. И с таким умиротворением я причастил тогда больше семидесяти бойцов на том полигоне. Они осознанно подходили, они понимают, что им Бог нужен. И меня чувство радости переполняет, когда совершаешь такие таинства на фронте. И тогда веришь, что и Бог с нами, и Бог с воинами нашими, и победу он обязательно даст.

КАК МЫ ВСЕ УСПЕВАЕМ

Сейчас, когда мы записываем это интервью, 10 часов утра, а сестры милосердия уже четыре часа пекут просфоры, отец Александр выполняет свои хозяйственные храмовые послушания. Полчаса назад, в половине десятого, приехал батюшка из Геленджика. Мы его встретили, выгрузили помощь, вечером передадим ее в госпиталь. Сейчас мы пишем интервью, а через полчаса приходит делегация из Далевского университета, я им провожу экскурсию по храму. А в час дня едем в Центр противодействия экстремизму и терроризму, я буду беседовать с молодежью. Так и трудимся ежедневно.

Как мы успеваем все это сделать? Потому что это наша жизнь! Мы себя по-другому уже не мыслим!