Фото: Луганский Информационный Центр

О глубинных смыслах и психологической топографии представленного недавно дебютного романа луганского врача-кардиолога Виталия Ковалева «Старик и зверь» ЛуганскИнформЦентру рассказывает доцент кафедры философии Луганского государственного аграрного университета имени Климента Ворошилова, кандидат философских наук, культуролог и литературный критик Нина Ищенко.

ДРЕВНИЕ СЮЖЕТЫ

Современные художественные произведения часто строятся на древних сюжетах. Одним из таких сюжетов является инициация — смертельно опасное испытание, превращающее мальчика в мужчину. Инициации есть во всех примитивных обществах, и инициационные сюжеты строятся на древних ритуалах, в ходе которых неофиты подвергались настоящим пыткам, смертность при которых достигала половины всех испытуемых. В ходе этих испытаний неофит впадал в транс, что толковалось как попадание в царство мертвых, где нужно совершить подвиг, непосильный мальчику, которым он был в начале пути, и вернуться в мир новым человеком — взрослым и ответственным членом общества. Если человек не мог пройти инициацию, он не мог изменить свое место в иерархии и осознать свое место в мире. Сюжеты сказок всех народов — это мифы об инициации, переставшие использоваться в реальной жизни. И в современной авторской прозе мы можем увидеть древний сюжет испытания в мире смерти.

ПАРАЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

В уходящем 2025 году в Санкт-Петербургском издательстве «Лира» опубликован дебютный роман луганчанина Виталия Ковалева «Старик и зверь». Роман написан в 2024 году, действие происходит в современной России.

Книга состоит из пяти частей с эпилогом. Повествование ведется параллельно — нечетные главы посвящены Старику, который сторожит Зверя, а четные — жизни директора завода оборонной промышленности Павла Ерохина.

Старик живет в некоем селе, почти ни с кем не общается, поскольку занят своей тюремной работой, постоянной охраной жестокого Зверя, вечно жаждущего крови. Соседи ни о чем не подозревают, ведут свою монотонную сельскую жизнь, повторяющуюся без изменений изо для в день, что выносит их из течения времени. Эти главы напоминают описание Страны Чудес без Тормозов у Харуки Мураками, с той разницей, что японский писатель создает большой и странный город вне времени, не используя насилия и шок-контента, которыми полны страницы Ковалева. В обоих книгах дело происходит во внутреннем космосе, в подсознании главного героя, в случае Ковалева — Павла Ерохина.

ДИОНИСИЙСКИЕ ОРГИИ

Параллельная жизнь Павла Ерохина проходит на работе и в роскошном особняке, скрашивается собиранием коллекций оружия, огнестрельного и холодного, а также редкими моментами кровожадного экстаза, когда человек выходит из себя и оказывается страшнее зверя, рвет плоть руками и зубами, не теряя звериного чутья и бесчеловечной жестокости. Такие моменты настигают героя на охоте и во время секса, как это известно еще с античности. Дионисийские оргии в Древней Греции сопровождались раздиранием жертвы голыми руками и пожиранием ее плоти для приобщения к божеству. Что-то подобное происходит с Ерохиным в моменты его выпадения в иную реальность. Как понимали античные жрецы и понимает искушенный читатель, в эти минуты Зверь вырывается наружу, и горе всему живому, что станет у него на пути.

Помимо этих двух уровней, существует еще одно пространство, куда попадает Ерохин в своих снах, подобно шаманам, идущим путями духов по тайге. Проходя через лес, Ерохин, как и шаман, попадает в странный дом на краю света, где живут странные люди. Они говорят на блатной фене, знают все о жизни Ерохина, и ему не выйти из дома без их разрешения. Эти люди-духи могут захватывать сознание Ерохина и толкать его на те или иные поступки. Позволяет им это Седой или Великий, который в кадре не появляется. Управляющая Ерохиным банда демонов провоцирует его на оргиастические срывы на охоте, садизм в сексе и просмотр снафф-видео.

ФРЕЙДИСТСКАЯ ТОПОГРАФИЯ

Три уровня реальности, описанные в романе — это хорошо знакомая фрейдистская топография внутреннего пространства. По Фрейду, личность состоит из Оно, Я и Сверх-Я. Оно — это инстинкты, желания, воспоминания и бессознательные порывы, Я — волевой центр личности, принимающий решения, а Сверх-Я — голос общества в голове человека, персонализированные нормы и ценности, внедренные в сознание в ходе воспитания и самовоспитания.

Ерохин представляет собой Я, Зверь и его стражник, читающий в свободное время Платона, — это Оно, Подсознание, а вместо нормально сформированного Сверх-Я, управляющего поведением согласно моральным нормам общества, у Ерохина — воровская компания из шаманской избушки в лесу. Описанная в романе картина довольно точно показывает демоническую одержимость человека, сознанием которого завладевают злые духи. Покаяние герой отвергает, поэтому финал закономерный — распад личности, которой завладевают демоны.

РЕБЕНОК В ПОДВАЛЕ

С психиатрической точки зрения схема, созданная Фрейдом и воспроизведенная в романе, не выдерживает критики. Фрейд был уверен, что Оно — самая сильная часть личности, которую Я и Сверх-Я вместе едва в силах удержать, как это и показал Ковалев. Современные исследования показывают, что Оно — самая слабая часть личности, с уровнем сознания и агрессии двухлетнего ребенка. Больные обычно описывают эту часть личности как ребенка, младенца, мертвого младенца, куклу, запертую в подвале, в темном сарае, в страшной темной комнате, в коробке или сундуке. Однако запертый в подвале ребенок не рвет зубами все что движется и не прожигает своей рвотой дыры в стене, он просто плачет и ждет, когда за ним вернутся. Этот ребенок отвечает за счастье — весь человек не будет счастлив, пока ребенок остается в темном и страшном подвале.

ПОДАВЛЕНИЕ ПОДСОЗНАНИЯ

Ковалев остается верен фрейдистской антропологии, делая самым сильным из всех Зверя и самой большой проблемой человека — его подсознание. Это не позволяет непротиворечиво связать три уровня реальности и человеческой личности. Зверь ужасен сам по себе, и если фрейдистская антропология верна, то избушка в лесу со странными ворами, управляющими Ерохиным, ни к чему. Эта линия ничего не прибавляет к конфликту и ужасу ситуации, а только отвлекает внимание от основного сюжета. Насельники избушки остались в тексте только благодаря памяти текста — потому, что в нашей христианской культуре это внешнее духовное воздействие и есть главная причина греха, а неспособность человека ему противостоять воспитывается в первую очередь тем, что современный человек не верит в существование духов и не видит в них проблемы, направляя все свои силы на подавление подсознания.

Но подсознание — это Тот, кто сидит в пруду. Чем больше твоя дубинка, тем больше твои проблемы. Нужно улыбнуться Зверю, взять его за руку и вместе искать избушку на курьих ножках, где начинается настоящее царство смерти.

К сожалению, автор не дал своему герою этого сделать. Книга осталась набором кровожадных историй со смакованием ужасных подробностей, которые не ведут ни героя, ни читателя к внутреннему перерождению. Психотерапия не удалась. Надеемся, в следующих книгах автор найдет свой путь и позволит герою пойти за клубочком, победить настоящего Змея Горыныча и вернуться назад с Василисой Прекрасной.

Если вас не интересует сложная психологическая проза уровня Достоевского, но вы любите остросюжетную прозу и шок-контент, то эта книга для вас.