Фото: Луганский Информационный Центр

О смыслах и идеях, заложенных в недавно представленной в Луганске дебютной книге «Зеленые мили» волонтера группы Аида спецназа «Ахмат», автора и создателя Телеграм-канала «Дневник Мракоборцев» Елены Залесской с позывным «Ловец», ЛуганскИнформЦентру рассказывает кандидат философских наук, культуролог и литературный критик Нина Ищенко.

КНИГА-СОБЫТИЕ

Елена Залесская по профессии журналистка, в прошлом однокурсница Игоря Корнелюка, погибшего в 2014 году под Луганском. Несмотря на такое близкое попадание, война для Елены началась в 2022 году, и сейчас автор — волонтер группы Аида спецназа Ахмат. «Зеленые мили» — ее первая книга, опубликованная в 2025 году в московском издательстве «Яуза».

Прозаический текст книги освещает опыт писательницы, приобретенный на фронтах СВО. Книга подчеркнуто автобиографична, в ней акцентируются бытовые детали, отсылки к реальности: Телеграм-канал «Дневник Мракоборцев», который ведет автор, поездки в донбасские локации, встречи с воинами и волонтерами СВО. Такой подход позволяет автору сохранить память об участии в СВО, и не только собственную, но и память группы: знакомых бойцов, воюющих на передовой, их родителей, мирных жителей, которых навещали в больнице, подписчиков и читателей Телеграм-канала, волонтеров, добывающих для бойцов технику и лекарства. Для людей, лично знающих автора и переживающих все перипетии СВО вместе, эта книга безусловно является событием. Посмотрим, что она может дать читателю, не входящему в этот круг своих.

ПУТЬ НА ГОЛГОФУ

Автор книги — Елена Залесская с позывным «Ловец», что значит «ловец человеков», как Иисус назвал своих первых учеников, Андрея и Петра. Это имя сразу вводит читателя в круг христианских смыслов, раскрываемых и далее.

Название «Зеленые мили» отсылает к милям, которые автор проехала по фронту. В то же время напрашивается сравнение с романом Стивена Кинга, где Зеленая миля означает крестный путь, проходимый обреченным на смерть заключенным к месту казни. Стивен Кинг создает историю нового Христа, и Зеленая миля в его книге ведет на Голгофу. Голгофа, место казни Христа в христианстве — это место его победы над смертью, спуска в Ад и начала возрождения. Хотя ассоциация СВО и места казни работает против буквального смысла авторского высказывания и потому является неудачной, в названии сохраняется христианский смысл Голгофы, показывая, как место смерти становится местом преображения и победы.

ЗА «ЛЕНТОЧКОЙ»

В книге 33 части, два эпиграфа, пролог и послесловие. Книга посвящена «любимым человекам по обе стороны ленты». «Лентой» или «ленточкой» жители старых регионов России называют границу, отделяющую старые территории от новых, а также линию боевого соприкосновения — линию фронта, как такового. Слово это имеет и второй смысл — это граница мира и войны. За лентой означает «на войне». Посвящая свою книгу людям по обе стороны ленты, автор связывает фронт и тыл, создавая новое единство, сохраняющее старую границу. Оба эпиграфа, и прозаический, и стихотворный, посвящены теме любви на войне. В прологе автор ставит главный вопрос всей книги: как и почему на войне побеждает жизнь, а не смерть? Что дает людям силы продолжать жить? В последнем разделе, одноименном с книгой, автор находит ответ: это любовь. Между вопросом и ответом разворачивается вся история.

ХАОТИЧНАЯ СТРУКТУРА

История явно нелинейна: она состоит из коротких очерков, мини-новелл, записок и репортажей. Для связи разных частей истории автор выбирает хронологический принцип, а не смысловой, что сразу же разрывает сюжет и заставляет читателя выстраивать его самостоятельно. Названия частей чаще географические — Москва, Стрелковое, Питер, Белгород, Луганск, Рубежное, Кременная. В то же время эта география разбита хронологически по годам: 2022, 2023, 2024 год, с более мелкими подразделами: февраль, октябрь, август, лето, осень. Некоторые разделы названы именами бойцов и мирных: Женя, Кузя, Грин, Катя, Сокол. Совсем немного разделов, названных по смыслу: «Начало», «Предательство», «Перемены», «Дневник памяти 2.0», «Личка».

Эта хаотичная структура передает хаотические перемещения вдоль линии фронта, случайные встречи, опасные ситуацию, яркие события, которые все вместе складываются в историю московской журналистки, открывшей для себя войну после начала СВО, когда друзья, знакомые и важные в личном мире люди оказались на фронте. Выбранный стиль дорожной истории позволяет автору подключать к сюжету разные географические локации и жизненные коллизии персонажей. В книге появляются Джексон с Алтая, девушка в чадре, мама бойца, Наташа из Ростова, строители из Мариуполя, города мертвых, бойцы разных подразделений от Херсонщины до Луганска.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Большую роль в книге играет интернет. Значительная часть жизни героини проходит в сети: Телеграм-канал, соцсети, фоточки, подписчики, личка занимают важное место в сюжете и в жизни автора. Интернет — это незаменимый способ связи и место создания живых образов всего происходящего, параллельная жизнь, где собираются деньги на рекламу канала, пишутся посты, рисуются шевроны, появляются и исчезают подписчики и поклонники. В эпоху гибридных войн война за сознание порой важнее военных действий на земле, и для автора описанная в книге вторая жизнь в сети — первый подход к созданию самой книги, лаборатория писателя и изнанка производства смыслов. Парадоксально, что именно в этой сфере автор может встретиться с читателем: не всем приходилось ездить в Кременную, но все читают любимые Телеграм-каналы. Знакомые реалии сетевой жизни позволяют читателю войти в незнакомый мир войны. Символом этой второй жизни, сплавленной с первой, являются две галочки в чате, которые остаются серыми или становятся синими, позволяя связаться с теми, кто недоступен в реальности, и донести до них самые важные слова.

КНИГА СОСТОЯЛАСЬ

Итак, книга «Зеленые мили», первая книга Елены Залесской, состоялась. В ней отражен реальный опыт войны и мира, фронта и тыла, и открыто сказано, что пространство, соединяющее миры по разные стороны «ленточки» — это любовь.

В то же время высказанное словами должно быть подкреплено сюжетом и всем художественным миром книги. Эта часть получилась хуже, поскольку автор переложил эту работу на читателя. Точная фиксация хаотичных моментов волонтерской жизни — это только первый шаг, дающий на выходе сырой поток материала — поток сознания, как говорят философы культуры. Выстроить что-то из этого материала, найти смысл в происходящем и донести этот смысл до читателя, смоделировав собственный художественный мир, — это и есть задача автора. Надеемся, в следующих книгах эта задача будет решена.