Фото: музей завода Лугамаш
Фото: музей завода Лугамаш
Фото: музей завода Лугамаш
Фото: музей завода Лугамаш
Фото: музей завода Лугамаш
Фото: музей завода Лугамаш
Фото: музей завода Лугамаш
Фото: музей завода Лугамаш
Фото: музей завода Лугамаш

Луганский машиностроительный завод «Лугамаш» является одним из ключевых предприятий железнодорожной отрасли. За свою богатую историю завод прошел путь от паровозостроительного предприятия до производителя запчастей для российских железных дорог.

Завод ведет свою историю с 1896 года, когда немецкий промышленник Густав Гартман основал в Луганске паровозостроительный завод. Завод был основан 3 мая 1896 года и первоначально назывался «Паровозостроительный завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске». Помимо паровозов, предприятие производило машины и механизмы для нефтяной промышленности, а также фасонное, стальное и чугунное литье, радиаторы, огнеупорный кирпич и крепежные изделия.

В 1900 году завод выпустил свой первый паровоз. В годы Первой мировой войны на нем производились бронепоезда и осуществлялся ремонт военной техники. К 1933 году завод стал крупнейшим в Европе среди локомотивостроительных предприятий, уступая по мощности производства лишь одному заводу в мире.

С 1957 года «Лугамаш» начал экспортировать маневровые локомотивы с электрической передачей. В 1962 году на предприятии освоили производство тепловозов 2ТЭ10Л, ставших основным типом локомотивов для железных дорог СССР. В 1960–70-е годы практически все грузовые перевозки на неэлектрифицированных участках железных дорог СССР осуществлялись луганскими локомотивами.

В 2016 году завод переориентировался на производство запчастей для российской железнодорожной техники, продолжая вносить свой вклад в развитие железнодорожного транспорта.