Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко

Заслуженный мастер народного творчества ЛНР Евгений Ковалев создает иконы в уникальной старинной технике - яичной темпере, около 20 образов переданы на фронт. Об особенностях своего подхода к иконописанию он рассказал ЛуганскИнформЦентру.

ВЕСЬ МИКРОМИР - В ИКОНЕ

Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко

Я сторонник старой школы, не новой. Мне интересно писать так, как в старину. Как шло от евангелиста Луки, первого иконописца. Я пишу перемолотым камнем, азуритом, красной глиной, горным хрусталем, с использованием яйца и вина. Даже с антрацита можно сделать краску. Это называется минеральным письмом, или яичной темперой. Химии нет, исключительно природные материалы.

Весь микромир, который создал Господь, заложен в иконе. Как делается икона? Берется доска, наносится рыбий клей, затем проклеивается паволока - это лен, наносится грунт и переводится изображение.

Сначала идет роскрышь, то есть примерно прокладываются цвета. Золото в первую очередь, кстати, наносится, потом уже раскрашивается остальное. Пишется все, кроме лица святого. А личное письмо - уже в последнюю очередь.

Когда пишется образ, в его лице нет пропорций, присутствует искажение. Асимметрия допускается преднамеренно, чтоб создать движение. Если икона написана по канону - можете проверить на себе - когда вы будете перемещаться в церкви или дома перед иконостасом, образ будет смотреть за вами, "поворачиваться" глазами.  

Этот эффект создали старые мастера. Меня мои учителя научили. Я учился в еще нормальном Киеве, православном. До прихода неофашистов. А потом в Петербурге закончил академию имени Достоевского.

НА ГЕННОМ УРОВНЕ

Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко
Фото: ЛИЦ/Анастасия Стеценко

Как я пришел к этому? В детстве дома висели старые иконы. Я еще из родовых казаков, а в казачестве это очень почитается. Это по маминой линии. По отцовской линии бабушка в храме пела. Мой дед был старостой при храме. Так что как-то оно берет свое, на генном уровне. Я еще в школе пытался рисовать иконы, но карандашом. У меня не получалось. И в 45 лет Господь позвал на этот путь.

НА БАРРИКАДАХ

Десять лет назад, весной 2014 года, с моими друзьями-казаками стоял на баррикадах (у здания бывшей СБУ в Луганске). Уже тогда все понимали, что просто так это не закончится. Но мы не думали, что так жестко нас будут уничтожать. Последней каплей, конечно, была Одесса 2 мая.

9 мая у меня случился сильный приступ, была проведена операция. После этого пришлось уезжать в Петербург к родному брату, чтобы адаптироваться после вмешательства. К тому моменту город был уже в осаде. Не хотел ехать, но пришлось. Понимал, что здесь остаются друзья, земляки.

ИКОНЫ В ВОЙСКА

Переживал очень сильно, поэтому каждый год высылал две-три работы сюда. Здесь (руководитель Луганского военно-исторического объединения "Память Донбасса") Анатолий Иванович Феоктистов передавал их войскам. На передовую ушло более полутора десятка работ с 2014 года.

Одну из первых работ, икону Ксении Петербургской, передали в храм Гурия, Савы и Авива. Во-первых, потому что там собирались казаки, и во-вторых, мы возле него стояли на баррикадах, и я со своим товарищем охранял этот храм.

Последнюю икону я отдавал бурятам. Один из них сказал, что когда взял икону - дернулся. Говорит, меня как током ударило. Вот такое было ощущение. И человек из другой веры стал православным. Икона находится в штабе бригады, и ребята молятся. Говорят, помогает.

Икону Божией Матери "Луганская" хотел подарить Главе нашего государства, но в Кремль не попадешь просто так, договориться не получилось. Поэтому решил, что в мощевик иконы будет вложена земля с места, где проходили боевые действия. Этот образ провезем по знаковым местам обороны Луганска, а затем передадим в одну из воинских частей.