Фото: Луганский Информационный Центр

О том, как были репрессированы и физически уничтожены в 30-е годы прошлого века члены династии священников Корольских в новом медийном проекте ЛуганскИнформЦентра «Новомученики земли Луганской» рассказывает свечница Луганского храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, наследница погибшего рода иереев Антонина Донцова.

Этим материалом ЛИЦ начинает серию публикаций о новомучениках Луганского края, следуя напутственному слову Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона, заявившего в ходе Международных Рождественских чтений в честь 80-летия Великой Победы о том, что особое внимание необходимо уделить подвигу новомучеников и исповедников Русской Церкви в ХХ веке, узнать имена тех, «кто пострадал за веру Христову» на Луганщине.

БЕЛОРУССКИЕ КОРНИ

Воскресенская церковь — когда-то самое высокое здание в городе Петрикове Туровской епархии в Белоруссии, была построена в 1846 году на средства прихожан мастерами из города Кременчуга. Большой вклад в строительство церкви внес купец Петр Корольский, который жертвовал значительные суммы на храм. Всего было израсходовано свыше 30 тысяч рублей.

Когда советская власть начала кампанию гонений на Русскую православную церковь, в 1929 году с куполов были сняты колокола, в здании храма оборудовали кинотеатр. Этого показалось недостаточным — к зданию было пристроено помещение для игр и танцевальный зал.

В 1957 году по решению местных властей храм был взорван. По словам очевидцев, храм взрывали три раза, и только на третий раз обрушилась колокольня. В руинах взорванной церкви была обнаружена свинцовая доска размером 37,5×24,5 сантиметра, заложенная в фундамент церкви при ее закладке и содержащая следующий текст: «Во славу Всесвятых Троицы Отца и Сына, и Святого Духа основана церковь сия каменная однопрестольная на место сгоревшыя трехпрестольной деревянной во имя Воскресения Спасителя нашего Иисуса Христа Въ Царствование Императора Николая I Самодержавца Всероссийского Царя Полского и прочее… За благословениемъ Святейшего Синода Архиепископа Никонора Минскага и Гродненскага Минской Губернии Мозырскага уезда собтвеннымъ коштамъ и стараниемъ жителей сего местечка Петрикова: мая 24-го 1838-го года».

На обратной стороне надпись: «Сост. Петръ Корольский. Сост. Таблицы Стф. Юцевичъ».

От взорванной церкви Воскресения сохранились до наших дней каплица (часовенка, божница у западных славян — все примечания ЛИЦ), расположенная на площади города напротив здания райисполкома и в Никольской церкви слева у стены находится фрагмент иконостаса храма.

Кем именно приходился Антонине Петр Корольский из 1838-го года сегодня уже точно не выяснить, но вот ее родной дедушка Петр Петрович Корольский родился в 1870 году. С него официально и началась династия.

ДЕД ПЕТР

В 1918 году Петр Петрович рукоположен во диаконы и служит в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Картушино Стародубской волости Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Стародубский район Брянской области).

Затем до 1922 служил священником в храме во имя Архистратига Михаила села Новые Бобовичи Новозыбковского района Брянщины.

В период с 1924 по 1925 служил священником в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Кневичи Великотопальской волости нынешней Брянской области.

В 1926 иерей в храме во имя Святой Живоначальной Троицы села Дареевичи Стародубской волости Стародубского уезда Гомельской губернии, потом в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Сергеевск.

В 1931 служил священником в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы села Очесо-Рудня Очесоруднянский сельсовет Ветковского Гомельского округа (Белоруссия, бывшая Могилевская губерния, ныне Чернобыль, сельский населенный пункт, нежилое село в зоне отселения после аварии на ЧАЭС).

От православной веры не отрекся. Был лишен избирательных прав в 1926. Потом арестован.

Бабушка ходила к нему в тюрьму, но свидания с ним не разрешили, и он так и сгинул без следа, с отсутствующим приговором и какими-либо документами.

СЫН АЛЕКСЕЙ

Сын Петра Алексей родился 17 марта 1898 в селе Новые Бобовичи Старобобовичской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская область).

С 1922 по 1926 год диакон Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Старые Бобовичи. В 1926-1927 священник Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в том же селе. 1927-1929 иерей Храма во имя Святой Живоначальной Троицы села Дареевичи Стародубской волости Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Стародубский район Брянской области). 1929-1930 — служит в храме во имя святого архистратига Михаила села Каменка Великотопальской волости Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Климовский район Брянской области). 1930 — иерей храма во имя святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского села Старый Вышков Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Новозыбковский район Брянской области).

Как и отец, был вначале лишен избирательных прав. От веры Христовой не отрекся, за что был осужден в 1931 — получил по приговору три года трудового лагеря. Вышел в 1937, и сразу новый срок — 10 лет ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь), как тогда формулировали «без права переписки». Место, дата и время расстрела неизвестно.

Официально реабилитирован 24 марта 1989 года.

БРАТ ФЕДОР

У деда Петра было два сына и четыре дочери. И был еще брат — Корольский Федор Петрович родился 1881 году. Служил псаломщиком во храме во имя Святой Живоначальной Троицы там же в селе, где служил Петр Петрович. В годы репрессий он был лишен избирательных прав, а дальше следы его теряются так же, как у старшего брата.

ЖИЗНЬ ЛИШЕНЦЕВ

Мама моя, как и вся наша семья были, как называли их в то время, «лишенцами», их притесняли непрерывно. Они в предвоенные годы были лишены имущественных, избирательных и других прав. Причем лишены официально, согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов. Ограничения в правах объясняли мерами социального разделения, обеспечивая ведущую роль пролетариату и угнетаемым при царе сословиям. «Поповские дочки» было страшным ярлыком: их нигде не брали ни на работу, ни на учебу. В общем «лишали» их. Очень тяжелая была жизнь уцелевших членов нашей семьи. Это правда, это надо помнить. Вся вина членов семьи была в служении и верности Христу.