Фото: Луганский Информационный Центр/Чмирова Дарья

От души посмеяться всегда считалось в народе лучшим лекарством от психологических проблем, а хорошая шутка способна снять напряжение в любой непонятной ситуации. С этим согласны и луганские стендап-комики, которые рассказали ЛИЦ, что вдохновляет их самих и над чем смеется публика в Донбассе.

МОНОЛОГ ПО ДОРОГЕ

Руководитель направления в Луганске Никита Иванов занимается стендапом около семи лет. Начало было положено благодаря друзьям.

«Они тогда организовали первые стендап-концерты в Луганске и попросили меня подредактировать материал. Нужен был взгляд со стороны. Я разбирался в комедии — участвовал в КВНе — был небольшой опыт. Мы посидели, прошлись по материалу, а потом, возвращаясь домой пешком, я сочинил свой первый монолог. Как любой начинающий комик, начал с имени и фамилии, а шутки были про американцев в сравнении их с русскими. С ним и выступил в первый раз, буквально через пару дней», — вспоминает комик.

ХОББИ = РАБОТА

Стендап для Никиты — не основной вид деятельности, но хобби постепенно переросло в работу — направление удалось развить в Донбассе до больших концертов с известными российскими комиками.

«Это хобби, которое потихоньку на самом деле перерастает в работу. И это круто, мы долго к этому шли. Сначала мы организовывали большие концерты по Республике, сейчас по ДНР. Возим комиков из Москвы, Ростова, Воронежа, Краснодара. То есть делаем полноценные большие концерты», — рассказывает стендапер.

Фото: Луганский Информационный Центр/Чмирова Дарья

НА ЗЛОБУ ДНЯ

Он отмечает, что луганские комики в своих выступлениях уделяют внимание и происходящему в регионе:

«Есть, конечно, региональные особенности. Любой комик работает с тем, что вокруг него. А у нас в Республике происходит очень много всего, и периодически в хорошем ключе мы философствуем об этом. Юмор посвящен этому не всегда, но когда что-то интересное происходит, почему бы над этим не посмеяться?».

Не обходится в юморе луганских комиков и без вечных тем, близких и понятных каждому зрителю.

«Комедия — это проецирование себя, но в юморе. И естественно, каждый комик пишет о том, что с ним происходит. Например, у меня двое детей, жена, и я не могу это не нести зрителям, когда это вокруг меня ежедневно», — отмечает Никита.

ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

Вопреки распространенному мнению, стендап-концерты посещают люди разного возраста, а не только молодежь.

«Как раз люди университетских лет — это самый маленький процент аудитории. От 25 до 45 — вот это наш контингент, люди, которые приходят послушать, посмеяться, в чем-то увидеть себя и отдохнуть. На каждом мероприятии процентов 80 зала в общении — узнать, кто чем занимается, у кого какое хобби и вывести все это в юмористический лад. И на каждом мероприятии есть место импровизации», — рассказывает комик.

По его мнению, шутя в адрес зрителей, стендаперы никогда не хотят обидеть людей.

«Комик на сцене никогда не преследует цели обидеть кого-то. Даже если в импровизационном плане и вырвалось что-то грубое, позиции оскорбить кого-то нет, цель — довести до шутки, чтобы зал посмеялся. Иногда импровизация получается удачной, иногда нет, от этого никто не застрахован», — подчеркивает Никита.

КРЕПКОЕ СЛОВЦО

Использовать в выступлениях нецензурную лексику, по мнению комика, допустимо, но там, где это уместно.

«Есть разного уровня мероприятия. Где-то мат не используется, потому что сама обстановка располагает к тому, чтобы это был чистый юмор. Если это баровая основа — я не вижу ничего зазорного. Мы каждый день, общаясь друг с другом, используем нецензурную лексику. Как ни крути, это вырывается — либо замещением слова, либо эмоциональным выражением. Почему когда комик на сцене, он не может сделать то же самое? Это просто передача эмоций. Опять же, это не значит, что надо безостановочно заменять слова матом — это оправдано, если усиливает шутку. В начале каждого мероприятия мы спрашиваем у зрителей, есть ли в зале кто-то, кто категорически против мата», — объясняет он.

ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ЮМОРА

Стендап-комик Наталья Шпырькова считает себя начинающей, ее стаж в комедии — около четырех лет.

«Мое мнение, что мужского и женского стендапа не существует — шутки либо смешные, либо нет. Но больше нравится женский юмор, мне он более понятен. Вообще в целом, как мне кажется, на стендап больше и ходят женщины. А мужчин зачастую приводят жены, девушки, девочки. Поэтому, на мой взгляд, женский юмор сейчас и более популярен, чем мужской, он более понятен, он не такой — не ниже пояса», — отмечает она.

В СТЕНДАП ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ

Заниматься комедией Наталья начала, приняв участие в розыгрыше в соцесетях.

«Мне стендап всегда нравился, я смотрела его по телевизору. Многие даже сейчас говорят, что до сих пор не знают о том, что в Луганске есть наш стендап. А он есть уже много лет. Я узнала, что у нас есть группа, подписалась на нее, там как раз проходил конкурс репостов. Я поучаствовала и выиграла бесплатное посещение стендап-концерта, два билета. И как-то этот день сложился — было кому оставить детей, и мы с мужем пошли. Я была ошарашена, что у нас в Луганске такой уровень юмора. И подумала: а почему бы нет? Я тоже так могу написать», — вспоминает она.

Комик признается, что хотя первый монолог был и не самым удачным, его все равно тепло приняли зрители.

«Я написала полную ересь, записалась на открытый микрофон, пришла туда с друзьями. Десять раз разворачивалась, чтобы уйти — они меня возвращали. Но выступила, как ни странно, хорошо. Хотя сейчас перечитываю, что написала — это просто ужас. Выходила и говорила: „Я Наташа, у меня двое детей“ — просто экономила на психологе. Потом уже поняла, что шутки должны быть шутками, должны быть структурированы. И ребята взяли меня к себе резидентом, за что я им очень благодарна», — отмечает она.

Фото: Луганский Информационный Центр/Чмирова Дарья

МЕЖДУ НАМИ, ДЕВОЧКАМИ

Свои выступления Наталья посвящает темам, которые близки девушкам.

«Рассказываю о семье, о работе, обо всем, что происходит со мной в обычной жизни. Естественно, шутка — это более гиперболизировано, чем в обычной жизни, приправлено значительной дозой юмора. В целом рассказываю о том, что понятно девочкам — о косметике, о замкнутом круге ухода за собой, когда ты только нарастила ресницы или почернели корни, сделала маникюр, а уже надо на шугаринг и так далее», — объясняет комик.

РАССКАЗАТЬ ПРАВДУ

Шпырькова отмечает, что определенного образа у нее нет, а вот с артистизмом бывает перебор.

«Образа у меня нет, но иногда добавляю много артистизма, переигрываю. Хотя стендап и работает, потому что на 99% это правда — комик выходит и рассказывает о себе всю правду-матку. Хотя и артистизм в выступлении важен, отыгрыши важны. Но меня иногда чуть-чуть уносит, стараюсь от этого избавляться», — признается она.

А вот мат в своих выступлениях не использует, однако в целом считает допустимым.

КОМФОРТНО ДОМА

Наталья выступает на разных площадках, но лучшими она считает «домашние» сцены.

«Я выступала в Москве два года назад, принимала участие в проекте „Взрослые люди“ для комиков старше 40 лет. Очень интересный был проект — я снималась во втором и третьем сезонах. Побывала и на многих открытых микрофонах в Москве в разных клубах, там шутки перед выступлениями надо проверять. Приняли хорошо, но было очень страшно — это совсем другая атмосфера и другие люди. У нас все локально, но зал теплей, как по мне. Все свои. Мне комфортней выступать дома», — подчеркивает она.

ВСТРЕЧА С МЕЧТОЙ

Совсем недавно у Натальи сбылась мечта — в Луганске ей удалось встретиться с известной московской комикессой Еленой Новиковой.

«Она наша землячка, дончанка, приезжала сюда, и мы общались. Собрала здесь огромный зал, выступление прошло на ура. Мы с ней пообщались, просто гуляли по городу. И первые несколько минут у меня даже в голове не укладывалось, что это один из самых топовых комиков. Мне она близка, потому что мы одного возраста, она из Донбасса. Она целостная, я ее взяла себе за пример. Человек твердо знает, что делает, и мне повезло с ней пообщаться», — констатирует комик.

МАТЕРЫЙ СОВЕТСКИЙ ДЕД

Дмитрий Гринько — опытный стендап-комик. Первые выступления он реализовывал в определенном образе, но потом отказался от него — комик признается, что не любит зацикливаться на чем-то и ограничивать себя одним амплуа:

«Первое выступление — был образ матерого советского деда, который еще в свое время агитировал за мощность Советского Союза, за то, что надо помнить свои корни. Сейчас с таким образом не выступаю, сейчас образ обычного семейного человека, который рассказывает всякое — ничего замысловатого или узкопрофильного. Я никогда не зацикливаюсь на каком-то материале — если есть шутка, неподходящая мне по амплуа, все равно говорю ее. Зачем ставить себя в рамки?».

Среди любимых тем он выделяет шутки про местный колорит.

Фото: Луганский Информационный Центр/Чмирова Дарья

ЗРИТЕЛЬ — ЧАСТЬ КОНЦЕРТА

Со зрителем надо взаимодействовать всегда, считает Дмитрий, вне зависимости от площадки.

«Любое мероприятие насыщается за счет взаимодействия, когда человек не думает, что он на мероприятии, а думает, что он — его часть. И когда он чувствует свое участие, он более раскрыт, ощущает себя в дружеской обстановке. Ежели ты пришел на стендап, ты всегда знаешь, что ты интересен, ты важен и получишь свою толику внимания, сможешь поведать свою историю. Стендап дает такой опыт — ты можешь быть частью мероприятия», — уверен стендапер.

Вдохновляет комика так называемый английский юмор:

«Вдохновляюсь специфическими ребятами — с каменным лицом. Люблю шутку, когда она „обманка“, и с каменным лицом говорят нелепые специфические вещи».

ОТПУСТИТЬ ШУТКИ

Для него стендап — не самовыражение, а способ «отпустить шутки».

«Я самовыражаюсь в других вещах, мне стендап нужен не для этого. Шутки иногда копятся, вне зависимости от того, хочу я этого или нет. А стендап — место, где я могу их просто отпустить. Для меня это не самовыражение, это хобби», — резюмирует Дмитрий.