«Пост есть пища для души. Он укрепляет душу,
делает ее способной подниматься на высоту
и помышлять о горнем»
Святитель Иоанн Златоуст
Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!
Начался Великий пост, пришло время, «когда должны отпасть старые листья, когда должны быть срублены иссохшие ветки», когда всё, что тревожит нас, тянет вниз и отдаляет от Бога — должно остаться позади и раствориться…
В храмах воцаряется молитвенное спокойствие, церковные убранства приобретают сдержанные тона, торжественные звоны утихают, меняя свои ритмы на размеренные и степенные. Всё, что происходит в храме начинает сильнее напоминать нам о спасительном шествии Христа на Голгофу — Его спасительной жертве и о том, что каждому православному христианину следует искренним сердцем и открытой душой воспринять Божественный призыв: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Ин. 11:28–30).
В этот предпасхальный период, мы всеми силами будем стараться принести достойные плоды покаяния, исправить свою жизнь и мысли, давая возможность прорастать в сердце добродетелям и любви.
Многие века православные христиане трудились ради преображения души светом Евангельской Истины, свидетельствуя о высоте христианского идеала посреди бушующего моря греховных страстей, и всегда помнили слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Эта победа стала началом и основанием зарождения Церкви Христовой, живущей по сей день, сынами и дочерями которой, Божией милостью, все мы являемся.
Великой Пост сегодня, как и в далекие века — это время покаяния, время испытания нашей веры и верности, время когда мы стремимся заглянуть в самые потаённые уголки нашей души. Принося покаяние, как исправление нашего внутреннего духовного состояния, важно помнить, что оно становится по-настоящему истинным и глубоким, если происходит через любовь к Богу и ближнему, любовь бескорыстную, милосердную и всепрощающую. В свою очередь именно через покаяние мы приобщаемся к Божьему милосердию, ибо кто, как не Бог, может простить грехи.
В мире существует множество ложных целей и ориентиров — это слава, богатство, деньги, развлечения. В наши дни активно развиваются псевдорелигиозные и псевдонаучные теории, подменяющие традиционные ценности и попирающие Божественные законы. Всё это своего рода идолы, требующие поклонения и служения себе. Однако рано или поздно человек убеждается в их обманчивости и на смену восторгу и эйфории приходит разочарование и пустота, так как служа этим заблуждениям, вместо живительной Благодати он обретает немощь и разрушение. В таком тумане страстей человек забывает о своем истинном назначении и, сковывая свою волю, лишает себя выбора и возможности созидать вечное.
Сегодня очень часто, свобода толкуется как вседозволенность, отсутствие каких-либо ограничений. Но ведь настоящая свобода невозможна без духовного обновления, которое освобождает человека от рабства греху.
Стоит признать, насколько трудно сопротивляться своим немощам и соблюдать заповеди, особенно в современном мире. Да, нелегко жить согласно Божиим повелениям, однако это не столько природные особенности, сколько признак отсутствия веры в смысл этих повелений. Именно непонимание, а порой даже нежелание вникать в этот смысл приводит к равнодушию в отношении Божиих заповедей и Евангелия, которое пронизано духом милосердия и любви. Перестав верить в Божию любовь, человек становится равнодушным к голосу Святости, а на поиски правил для своей жизни отправляется в совершенно другом направлении — «на страну далече» (Лк. 15:13).
Слово Божие учит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Не означают ли эти слова, что вера даруется Богом чистому сердцу? В переполненную страстями душу, в лукавый и развращенный ум, не может войти Божественная премудрость. Поэтому для принятия в свое сердце Бога, человеку необходимо увидеть и признать своё несовершенство, начать усиленно трудиться, очищая свою душу, обратиться к Богу в молитве, и тогда постепенно внутри такого человека начнет зарождаться истинная вера.
Великий пост через воспоминания страстей и смерти Христа ведет нас к Его Светлому Воскресению. Именно в это время мы разделяем с Ним тяготы крестоношения, приобщаемся к ним посредством усердного поста и молитвы. Постараемся не забывать о главных целях Великопостного говения — это милосердие, покаяние и преображение сил души — ума, чувств и воли. Но на первом месте милосердие. Именно оно является сердцевиной Евангельского духа, раскрывшееся в Божьем всепрощении, именно оно открывает нам в Боге любящего Отца!
Верю, что Господь укрепит всех нас в эти святые дни, а любовь Христова поможет нам познать Его и в Нем встретить красоту Истины, которая освящает и побуждает на любовь к Богу и ближним! Надеюсь, эти святые дни станут для нас началом новой вехи духовного пути ведущего к внутреннему преображению!
С любовью о Господе,
+ Пантелеимон
митрополит Луганский и Алчевский
управляющий Луганской Епархией