О работе пенитенциарной системы Республики, ее задачах и перспективах по случаю Дня работника уголовно-исполнительной системы в интервью ЛИЦ рассказал начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по ЛНР Алексей Ваганов.
— Алексей Сергеевич, традиционно в преддверии профессионального праздника анализируются результаты работы и строятся планы на будущее. Каким был 2024 год для республиканского пенитенциарного ведомства?
— Прошедший год для службы был весьма непростым, но при этом сотрудники УФСИН показали свою целеустремленность и профессионализм, выполняя поставленные задачи.
В условиях проведения специальной военной операции, а также жестких экономических ограничений Управлению удалось обеспечить выполнение основных функций и задач по регулированию порядка и условий исполнения наказаний, охране прав, свобод и законных интересов осужденных, оказанию им помощи и социальной адаптации.
Одновременно с этим формировались условия по улучшению показателей оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, а также коммунально-бытового и медицинского обеспечения.
— Расскажите о службе в учреждениях уголовно-исполнительной системе региона?
— Уголовно-исполнительная система — это сложный механизм, который призван обеспечить безопасность общества и одновременно помочь осужденным встать на путь исправления. Это не просто тюрьмы и колонии, а целая система учреждений и органов, работающих в едином направлении.
Слаженную работу Федеральной службы исполнения наказаний обеспечивают представители десятков профессий: психологи, социальные работники, учителя и специалисты воспитательных служб, врачи и многие другие.
Система исполнения наказаний Республики представлена двумя следственными изоляторами, семи исправительными учреждениями, лечебным исправительным учреждением, двумя исправительными центрами, а также отделом по конвоированию, базой материально-технического и военного снабжения, центром инженерно-технического обеспечения и вооружения, медико-санитарной частью.
Практически в каждом районном центре функционируют филиалы уголовно-исполнительной инспекции, где проходят службу сотрудники, обеспечивающие исполнение наказаний без изоляции от общества.
— Какие ключевые изменения произошли в системе исполнения наказаний за последние годы?
— В последние годы в уголовно-исполнительной системе произошли существенные изменения, направленные на обеспечение прав осужденных, совершенствование материально-технической базы и социально-бытовых условий содержания.
Последовательно развивается институт применения наказаний, не связанных с лишением свободы.
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года происходят совершенствование и гуманизация условий содержания осужденных, улучшение медицинского обслуживания и расширение образовательных программ.
Принятие Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» является важным шагом в реализации уголовно-исполнительной политики страны, он охватывает комплекс мер по отношению к настоящим и бывшим осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая их ресоциализацию, социальную адаптацию, а также защиту их прав и законных интересов.
— С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации». Что было уже сделано в рамках реализации этого закона?
— Вступивший в законную силу Закон «О пробации в Российской Федерации» позволяет осужденным, готовящимся к освобождению и отбывающим наказание без изоляции от общества, обратиться за помощью в трудоустройстве, медицинском и пенсионном обеспечении, получении образования, социальных услуг, правовых и психологических консультаций.
Результатом совместной работы Правительства Республики, Минюста и УФСИН удалось выполнить все поставленные задачи в сфере исполнительной и пенитенциарной пробации. В 2024 году оказана помощь 160 осужденным.
С 1 января 2025 года по всей стране заработала постпенитенциарная пробация, которая применяется к гражданам, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы.
— На какую помощь могут рассчитывать граждане, освободившиеся из мест лишения свободы?
— Для каждого обратившегося за помощью гражданина составляется индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации, в зависимости от индивидуальной нуждаемости, в которую могут включаться мероприятия по восстановлению социальных связей, консультированию по социальным и правовым вопросам, оказанию психологической и медицинской помощи, содействию в получении документов, трудоустройстве, получении образования, пособия по безработице и пенсии, государственной социальной помощи и социальных услуг.
Важнейшим из перечисленных мероприятий является решение вопроса о трудоустройстве осужденного еще до его освобождения. Наличие постоянного дохода позволит освобождающемуся человеку не только реализовать свои жизненные планы, но и убережет от совершения повторных преступлений.
— А есть ли возможность трудиться у осужденных, содержащихся в колониях? Что сегодня изготавливают на промышленных участках? Есть ли спрос на продукцию, изготовленную за колючей проволокой?
— Отбывающие наказание граждане обязаны трудиться. Наша задача — обеспечить полноценный процесс их трудовой адаптации от получения профессионального образования до закрепления навыков на промышленных участках колоний.
Исправительные учреждения Республики имеют довольно высокий производственный потенциал.
Производственный сектор всех наших учреждений подстраивается под потребности рынка, осваиваются новые виды продукции и услуг как для собственных нужд уголовно-исполнительной системы, так и для сторонних заказчиков.
Только за 2024 год в учреждениях освоено 11 видов новой продукции, в том числе вольеры для собак, шезлонги, стулья каркасные, комбинезоны одноразовые, шкаф металлический, дверь металлическая бронированная.
Но при всем своем разнообразии они не загружены на полную мощность, и постоянно имеется потребность в новых заказах. С этой целью, а также для привлечения большего количества осужденных к оплачиваемому труду на постоянной основе проводятся рабочие встречи и телефонные переговоры с главами муниципальных образований городских округов Луганской Народной Республики, а также предприятий и организаций региона и Российской Федерации.
Кроме того, приобретено швейное, а также дерево- и металлообрабатывающее оборудование, которое используется для изготовления продукции и оказания услуг. Такой подход к делу является достаточно выгодным условием не только для лиц, отбывающих наказание, но и для различных предприятий и организаций в условиях использования производственных мощностей исправительных учреждений.
— Сейчас в России применяется новый вид наказания — принудительные работы. Осужденные проживают в специальных исправительных центрах. Планируется ли расширение сети таких центров в Республике?
— В настоящее время в целях исполнения наказания в виде принудительных работ организована деятельность исправительного центра в городе Петровское.
Трудовая деятельность осужденных к принудительным работам выступает сущностью самого наказания, поэтому каждый осужденный к этому виду уголовного наказания обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.
Предусмотренные для них должностные оклады (тарифные ставки), надбавки и доплаты способны не только исключить бюджетные расходы на исполнение наказания, но и, в первую очередь, за счет удержания части дохода обеспечить реальное возмещение причиненного потерпевшим ущерба и вреда.
В 2024 году региональным УФСИН обеспечено трудоустройство около 86% осужденных к принудительным работам.
— Алексей Сергеевич, какие планы и перспективы развития системы в наступившем 2025 году? Какие задачи стоят перед ведомством?
— Ресоциализация осужденных, отказ от совершения новых преступлений, а также адаптация к нормальной жизни после освобождения являются одними из наших основных задач.
Необходимо продолжить работу по развитию производственного сектора уголовно-исполнительной системы региона, максимально продуктивного использования его потенциала, развитие взаимовыгодного сотрудничества с бизнес-сообществом.
Выполнение поставленных Правительством Российской Федерации перед нами задач в столь нелегкое для страны время является делом чести каждого из нас.
В 2025 году предстоит большая масштабная работа по обеспечению функционирования уголовно-исполнительной системы в непростых экономических условиях.
Анализ положения дел показал, что мы способны эффективно выполнять возложенные на нас обязанности, решать самые сложные и ответственные задачи.
Убежден в том, что личный состав Управления Федеральной службы исполнения наказания по Луганской Народной Республике приложит все силы, знания и опыт, чтобы обстановка в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики оставалась стабильной и контролируемой, а результаты деятельности службы в 2025 году достигли заявленных показателей.
***
Алексей Ваганов с 2003 года служит в пенитенциарном ведомстве.
С 2004 по 2007 он руководил оперативным отделом ИК № 17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в 2007 был назначен заместителем начальника по безопасности и оперативной работе ИК № 6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, а с 2013 по 2016 возглавлял учреждение.
С 2016 по 2017 занимал руководящие должности в УФСИН России по Астраханской области, в 2017 год был назначен начальником УФСИН России по Астраханской области.
2 сентября 2024 году возглавил УФСИН России по Луганской Народной Республике.
За весомый личный вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России был награжден государственной наградой, неоднократно награждался ведомственными знаками отличия ФСИН России, был отмечен благодарностью Министерства юстиции Российской Федерации.