О смыслах и значении недавно представленной в Луганске первой в истории научной монографии «Александр Литвинов в Луганске: память, песни и сказки Вени Д’ркина» в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказывает доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории искусств Академии Матусовского Валентина Патерыкина.
ИДУЩИЙ СКВОЗЬ ВРЕМЯ
— О чем книга «Александр Литвинов в Луганске: память, песни и сказки Вени Д’ркина»?
— О нас с вами, о нашем сегодняшнем дне и о будущем. Веня — пророк, идеи которого применимы к любому времени, и он для всех. Есть ряд творцов, идущих сквозь время, к таким и относится творчество Александра Михайловича Литвинова. Каждый слушающий его песни настраивается на свой регистр мироощущения и миропонимания, ведь в них соединены и фольклор, и рок, и городской романс, и инфернальные мотивы. А еще это книга о том, что Луганщина богата умными, красивыми, талантливыми людьми, которые живут среди нас. Нужно только вовремя разглядеть, услышать, поддержать словом и делом, чтобы не было поздно сказать слова благодарности за то, что открывают эти люди с иным художественным восприятием для нас этот дивный мир.
— Почему эта тема важна сегодня, во время СВО, военных потрясений и испытаний?
— В творчестве Литвинова есть темы вселенской любви, прощения, терпения, возвышения человека над сиюминутными событиями. В минуты потрясений, когда делается выбор между двумя «да» или «нет», или между «да» и «нет», возникает встряска переосмысления прошлого, настоящего и будущего. Все несущественное отбрасывается и творчество Александра Литвинова востребовано сейчас как никогда для осмысления самого важного — ценности человеческой жизни.
КОСМИЗМ МЫШЛЕНИЯ
— Почему вы заинтересовались его творчеством?
— Первое потрясение произошло от одной строчки «Золотоглазый Коперник, твори меня вновь», в которой схвачен космизм мышления нашего современника. Коперник еще в XVI веке произвел переворот во взгляде на космические тела и их вращение, что коренным образом поменяло отношение землян к своей планете и к себе. А у поэта этот переворот происходит в ощущениях своего личного космоса, но не замыкаясь исключительно на себе, а переадресовывая всем тем, кто его слышит. Мы постоянно ищем созвучных себе людей, что довольно сложно. А через поэзию происходит единение подобномыслящих, вот поэтому и возникает интерес к тому или иному творящему в любом виде искусства, в том числе и в поэзии.
— Можно ли поставить Литвинова в один ряд с великими русскими поэтами?
— Шкалы ценностей поэтов просто не существует и каждый пишущий занимает свою нишу в этом многообразном поэтическом мире. Кого-то время отбрасывает, кого-тот принимает сразу. История человечества изобилует примерами отторжения современниками гениев, которые таковыми и не принимались при жизни. Но дистанцированно происходит принятие и фиксирование персоны в качестве знаковой фигуры. Не покидает меня уверенность в том, что имя Литвинова займет достойное место в памяти потомков.
— Нужно ли изучать его творчество в школе?
— Мы порой больше знаем о том, что делается вдалеке, нежели о том, что делается вблизи. Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии, как писал Сергей Есенин. Ведь и творчество Владимира Семеновича Высоцкого не сразу вошло в школьные программы, для этого понадобились десятилетия. Но неизвестно, какой период времени должен пройти, чтобы пришло осмысление необходимости соприкосновения молодых людей, только вступающих в жизнь, с космическим миром этого Сказочника, поэта, исполнителя, художника. Разумеется, «да», и школа просто обязана ознакомить с творчеством земляка школьников Луганщины.
ЛУГАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ
— Как сохраняется память о Литвинове в Луганске? Это важно только для Луганска? Чем важен Литвинов для жителей других регионов России?
— На вопрос о сохранении памяти Литвинова в Луганске достаточно подробно ответила в монографии Нина Сергеевна Ищенко. Но то, что имя поэта важно для любителей его творчества и в других регионах России, неоспоримо. Литвинов сшивает культурное пространство Донбасса с Большой землей, ведь о нем знают в Белгороде, Воронеже, Москве, Питере, Осколе, Екатеринбурге. Отражая понятные смыслы, его творчество роднит почитателей, в какой точке пространства они ни находились бы.
— Что еще нужно сделать для создания пространства памяти о Литвинове?
— Память не материальна, ее не взвесишь на ладони. Человечество еще не придумало единицы измерения памяти, но есть материальные объекты, фиксирующие знаковые события: это книги, рукописи, памятники во всем их разнообразии. Прекрасно, что проводятся фестивали в память о Вене Д’ркине, изучается его творчество филологами, культурологами, философами, историками. Любое проявление интереса к творчеству Литвинова — это уже вклад в создание территории памяти. Этот локус расширяется бесконечно, но на знаковых местах, связанных с вехами жизни этого человека, можно и нужно создать знаки. Это может быть небольшой музей в школе, где обучался Саша Литвинов, это может быть открытие мемориальной доски на здании общежития Луганского аграрного университета, где он проживал во время учебы. А исследовательская мысль луганских культурологов, философов и в дальнейшем будет расширять это пространство памяти о нем.
ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛАСТОВ
— Ваши творческие планы?
— Неисчерпаемость творчества Литвинова дает огромное количество векторов для дальнейшего исследования тех пластов, которые не видны при первом прочтении его текстов. Но вся прелесть поэтического слова и заключается в этой неразгаданности, в этом поиске сокровенных смыслов. Так что уверенность присутствует в том, что исследования будут продолжаться, ведь Сказочник оставил нам богатые россыпи мудрости.