Фото: Луганский Информационный Центр

Презентация первой на постсоветском пространстве научной монографии о донбасском рокере Вене Д’ркине «Александр Литвинов в Луганске: память, песни и сказки Вени Д’ркина» состоялась в ЛуганскИнформЦентре. О книге рассказали ее авторы: доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории искусств Академии Матусовского Валентина Патерыкина и кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики Луганского государственного аграрного университета Нина Ищенко.

«Сохранение памяти о поэте, певце, музыканте и деятеле контркультуры, известном не только в Луганске, но и везде, где говорят и поют на русском языке, важно для интеграции Луганска в российское культурное пространство, начавшейся в 2014 году и интенсивно продолжающейся после 2022 года, когда ЛНР стала одним из регионов Российской Федерации», — уверена Ищенко.

КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ

Александр Литвинов (1970 — 1999) — луганский поэт и музыкант, рокер, бард и представитель контркультуры, творивший под псевдонимом Веня Д’ркин и Дрантя.

Авторы убеждены, что монография о творчестве Д’ркина стала событием не только для Луганска. Творчество Литвинова привлекает исследователей из Екатеринбурга, Иркутска, Москвы, Ростова-на-Дону, Твери и других городов России. В 2023 году в Москве в издательстве «Выргород» вышла книга «ДрАнтология», включившая все сохранившиеся песни, стихи, сказки, рисунки Вени, а также интервью, воспоминания знавших его людей и концертографию. Представляемая монография по философии культуры — это первая научная книга о Вене на постсоветском пространстве.

Книга опубликована в Луганске в юбилейный для поэта год. В ней впервые вводятся в научный оборот данные о культурных процессах, идущих в ЛНР с 2014 года и посвященных творчеству Вени. Это рок-бард фестиваль «Веничкина радуга», ежегодно собирающий музыкантов, рок и бард-поэтов всего Русского мира, а также цикл лекций о Вене, прочитанных Валентиной Патерыкиной в 2023–2025 годах на «Чердаке» — в культурном пространстве открытого образования в Луганске.

Академия Матусовского и ЛГАУ, где работают авторы, могут стать центрами памяти о поэте. Ведь в Академии Матусовского до своей смерти (2020 г.) году работал легендарный отец луганского андеграунда 1980-1990-х годов Олег Ивашов — друг и один из персонажей Вениных песен. В ЛГАУ на факультете механизации сельского хозяйства поэт учился в 1991–1993 годах, здесь познакомился с будущей женой Полиной и впервые вышел на сцену.

СЛОМ ЭПОХ

Патерыкина отмечает, что в монографии также изучено отображение реалий советской и постсоветской жизни, отраженной в песнях поэта.

«Реалии позднесоветской действительности составляют фон эпохи в песнях „Шел трамвай по улице Советской“, „Дворник“, „В разгар сезона“, „Город с Ад“ и других. Они показывают огромную страну на сломе эпохи — когда возникали границы между государствами, рушились границы между людьми, русский Донбасс оказался в составе независимой Украины, вчера еще незыблемые правила перестали работать, и каждому пришлось выстраивать свою жизнь заново с нуля в новом непонятном мире», — добавляет она.

Ученый обращает внимание на то, что эта ситуация рифмуется с тем, что переживает Донбасс с 2014 года, «оказавшись в эпицентре военных действий, на сломе эпох, между двумя государствами, когда рвутся связи между семьями и начинаются новые отношения».

«Венины поэтические и музыкальные находки показывают, как в непростой ситуации переходного периода можно сохранить себя, творить, создавать новое и осмыслять происходящее. В книге также исследуются сказки поэта, считавшего себя в первую очередь сказочником. Для этого используется введенное мною понятие „сказки постмодерна“, соединяющее архаичные сюжеты и образы с новыми идеями и культурными мирами городской жизни конца ХХ века», — утверждает Патерыкина.

Авторы считают, что ценность работы заключается в убедительной демонстрации того, как поэт переломной эпохи использует самые современные, яркие, абсурдные техники создания постмодернистских текстов не для разрушения существующей культуры, как это обычно бывает в западной цивилизации, а для воссоединения уже разрушенных форм в новую целостность, что актуально для современной русской культуры, меняющей ориентиры после начала СВО и воссоздающей в текстах новый опыт переломных лет — подобно пережитому после крушения СССР.

Монография заинтересует не только философов, но и всех, кто хочет больше узнать о культуре Донбасса, поздней и постсоветской культуре на русском языке, а также создает стихи и музыку сейчас, во время войны, когда нужно отсеять второстепенное и соединить главное в вечных текстах. Этому можно научиться из песен и сказок Вени Д’ркина.

Книга будет передана в библиотеку Горького и библиотеки вузов ЛНР, презентована в Академии Матусовского и в Луганском аграрном университете. Также книгу можно скачать бесплатно на сайте луганской культуры «Одуванчик».