О недавней премьере спектакля «Победный настрой», поставленного по пьесе луганского автора Светланы Тишкиной, посвященного событиям специальной военной операции и показанного на сцене Русского молодежного театра «Наш театр» в городе Салават Республики Башкортостан, ЛуганскИнформЦентру рассказывает режиссер-постановщик Равиль Хакимов.
О КОНЦЕПЦИИ И ВЫБОРЕ ПЬЕСЫ
— Почему вы остановились именно на пьесе Тишкиной «Бахмутский треугольник»?
— Когда я начал поиск материала, хотел найти что-то, что напомнило бы зрителю о сегодняшних реалиях. Перечитал десятки современных пьес, но многие казались поверхностными. «Бахмутский треугольник» поразил сочетанием документальной основы и человечности. История о мирных жителях, музыкантах и солдатах в осажденном Бахмуте (Артемовске) стала для меня открытием. Я даже не знал всех деталей тех событий — пришлось изучать хроники, искать свидетельства.
Важно было, чтобы материал позволил задействовать всю труппу: у нас есть и молодежь, и ветераны. Например, 83-летний Рим Аминов играет деда Поликарпыча — его герой добавляет в спектакль мудрость и иронию. А молодым актерам достались роли солдат, чьи судьбы переплетаются на фоне войны.
— Как вы адаптировали текст?
— Я добавил две ключевые сцены: в начале — момент мобилизации, где герои прощаются с родными, а в финале — возвращение одного из солдат в отпуск. Эти эпизоды создают «рамку», подчеркивая цикличность жизни даже в войне. Также ввел видеопроекции: хроники боев, кадры разрушенных городов, подъем флага над освобожденным зданием. Это не просто фон — они усиливают эмоции, как удар по нервам. Современный зритель привык к визуальному контенту, и такой прием помогает удержать внимание.
О БАЛАНСЕ ПРАВДЫ И ВЫМЫСЛА
— Как вы совмещали художественный текст с реальными событиями?
— Пьеса Тишкиной уже содержала документальные элементы: например, историю о музыкантах, игравших в подвалах под обстрелами. Я углубил это, добавив интервью с ветеранами СВО. Они консультировали нас по деталям: как выглядит форма, как ведут себя бойцы в перерывах между боями.
Но важнее всего было сохранить «живых» персонажей. Это не пафос, а правда жизни: даже на войне люди остаются людьми.
ГЛАВНОЕ ПОСЛАНИЕ СПЕКТАКЛЯ
— Что вы хотели донести до зрителя?
— Не столько высказаться, сколько напомнить: война — это не только сводки новостей. Это миллионы личных драм. Например, в финале рождается ребенок — символ надежды. Когда его выносят на сцену под крики «Ура!», зал всегда встает. Это момент катарсиса: жизнь побеждает смерть.
Но есть и более тихие метафоры. Возьмем сцену, где пожилая пара делится последним куском хлеба. Они не герои, не жертвы — просто старики, которые, несмотря на страх, не теряют достоинства.
РАБОТА С АКТЕРАМИ
— Как удалось объединить на сцене разные поколения?
— Наша труппа — как семья. Молодые актеры учатся у ветеранов, а те, в свою очередь, вдохновляются их энергией. Например, Аминов сам предложил сделать своего героя, деда Поликарпыча, глуховатым стариком, который все переспрашивает. Когда Бабушка Алевтина говорит: «Развод», а Поликарпыч отвечает: «А-а-а взвод, не рота…» — стала одной из самых смешных в спектакле.
А история актера труппы Ивана Южакова, который играет погибшего «Скрипача», потрясла даже меня. После премьеры он сказал: «Я будто прожил его жизнь».
МУЗЫКА И ЗВУК
— Как вы подбирали музыку?
— Саундтрек стал отдельным персонажем. В финале звучит «Лебединая верность» и когда герой гибнет, а его девушка остается одна, мелодия обретает пронзительность. Еще использовали фронтовые песни в современной аранжировке. И не только фронтовые, например, «Видели ночь» Виктора Цоя, которую пели под гитару, звучит не как памятник, а как живая история — так, будто ее поют сегодняшние солдаты. Отдельная благодарность композитору Рустаму Фазылову за его мудрые советы.
СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОДДЕРЖКА
— Как помогали фонды и администрация?
— Фонд «Маяк Тавриды» прислал настоящие бронежилеты и рюкзаки из зоны СВО. Когда актеры надевали их, говорили: «Кажется, мы чувствуем тяжесть войны». Администрация Салавата помогла собрать зрителей, организовала благотворительные показы — все сборы пошли на памятник участникам спецоперации. Мы благодарим их за постоянное содействие и поддержку нашему коллективу.
Но главная поддержка — зрители. После одного из показов ко мне подошла женщина: «Мой сын сейчас там… Спасибо, что напомнили: он не просто солдат, а человек».
РЕАКЦИЯ ЗАЛА И БУДУЩЕЕ СПЕКТАКЛЯ
— Что запомнилось больше всего?
— На премьере в зале сидел ветеран СВО, только что вернувшийся из отпуска. Он не плакал, но после спектакля сказал: «Вы показали нашу правду». А подростки, которые пришли на утренний показ, вместо того чтобы листать TikTok, два часа сидели, вцепившись в кресла.
Сейчас нас пригласили на фестиваль «Золотой Витязь». Тишкина пригласила труппу сыграть постановку в Луганске и Донецке — чтобы те, о ком эта история, увидели ее.
ЛИЧНЫЕ ИТОГИ
— Что изменила в вас эта работа?
— Я понял, что театр — это мост между реальностью и надеждой. Когда видишь, как после спектакля незнакомые люди обнимаются в фойе, веришь: искусство может лечить.
И еще. Если материал прожит искренне, зритель простит и неидеальные декорации, и огрехи в репликах. Главное — честность.
Автор пьесы Светлана Тишкина, приехавшая из Луганска на премьеру, назвала меня «салаватским сынком», а себя — «луганской мамой» — теперь у нас интернациональная семья. А в финале каждого показа актеры дарят зрителям бумажных журавликов — символ мира, который собирают вместе с волонтерами для отправки в зону СВО.