Об основных целях и задачах маркетинга в социальных сетях ЛИЦ рассказывает руководитель луганского СММ-агентства Анна.
СММ-СПЕЦИАЛИСТ = МАРКЕТОЛОГ
- Что такое СММ? Что делают СММщики?
- СММ – это маркетинг в социальных сетях. Все почему-то привыкли очень узко воспринимать СММ и СММ-специалиста, людям кажется, что СММ-специалист – это человек, которые владеет инструментами продвижения бизнеса на каких-то определенных платформах, например, в "ВКонтакте", Instagram и так далее. На самом же деле СММ-специалист – это маркетолог.
Кто же такой маркетолог и что такое маркетинг? Помню еще из университетских времен определение, которое дал маркетингу родоначальник этой науки Филип Котлер: маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей посредством обмена. То есть маркетолог – это человек, который знает вкусы и предпочтения аудитории и может предложить такой товар, который будет удовлетворять потребности этих людей либо создавать эти потребности. Маркетолог – человек специфического склада ума, здесь и очень много экономической составляющей, и психологическая составляющая сильная, и творческая, креативная составляющая. Хороший СММщик всем этим владеет помимо инструментов продвижения в социальных сетях.
- Кто может обращаться за услугами СММ?
- За услугами СММ-специалиста может обращаться любой бизнес либо какой-то отдельно взятый человек, который хочет продвигаться в социальных сетях. Цели продвижения у всех могут быть разные, понятно, что конечная цель – получение прибыли, но есть и такие запросы, что люди приходят и говорят: "Я хочу быть знаменитым, можете ли вы мне с этим помочь?". Да, СММ-специалист может с этим помочь.
Конечно, каждый сформировавшийся специалист имеет свою сформировавшуюся нишу, в которой он работает. Есть специалисты, которые работают только с товарным бизнесом, есть люди, которые работают в сфере услуг, например, только с бьюти-сферой, есть специалисты, которые занимаются продвижением экспертов в социальных сетях: психологов, коучей, нутрициологов, людей, которые имеют экспертные навыки. Есть люди, которые создают рабочую стратегию для блогеров и запрос "Я хочу быть богатым и знаменитым" тоже имеет место быть в сфере СММ.
ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ
- Какие первоочередные задачи у СММ-специалиста при работе с клиентами?
- В первую очередь, мы формируем блиц, то есть делаем опрос, который позволяет нам понять текущее положение вещей, основной запрос клиентов, ресурсы, которыми клиент располагает на данный момент, узнаем состояние рынка, анализируем целевую аудиторию для того, чтобы понять, можем ли мы помочь обратившимся. В обязанности СММ-специалиста не входит выстраивание бизнеса клиенту, мы все-таки приходим на готовую, выстроенную систему и ее уже интегрируем под социальные сети, поэтому нам нужно понять с чем нам придется работать.
- Какие инструменты используются в работе?
- У любого СММ-специалиста в арсенале огромное количество инструментов для работы. Выбор конкретного инструмента зависит от запроса клиента, исходной точки, ситуации на рынке, очень много факторов для того, чтобы избрать инструменты. Если говорить об СММ и продвижении в социальных сетях, то два ключевых инструмента – это контент и реклама, которые должны работать синхронно. В каждом из этих инструментов есть свои подразделы, которые позволяют приводить компанию к нужному результату.
СММ – НЕ ВОЛШЕБНАЯ ТАБЛЕТКА
- Как повлияет работа СММщика на развитие личности/бренда?
- Очень много зависит от специалиста и от бизнеса, личности, потому что важно понимать, что СММ – это не волшебная таблетка, а СММ-специалист – не волшебник. Да, он владеет большим количеством инструментов для маркетингового онлайн и офлайн развития бизнеса, но задача по выстраиванию бизнеса лежит на его собственнике. Если собственник не может выстроить свой бизнес таким образом, чтобы все работало, СММ может улучшить ситуацию, но спасти бизнес скорее нет, чем да, потому что это лежит больше в плоскости кризисного управления и менеджмента.
- В каких социальных сетях следует продвигаться?
- Чтобы понять в каких социальных сетях следует продвигаться нужно понять кто ваша целевая аудитория, определить ее портрет и понять, в каких соцсетях она бывает. Сейчас для продвижения самый популярный ресурс – это Instagram, еще есть запросы от клиентов на "ВКонтакте". Очень незаслуженно забыта социальная сеть "Одноклассники", потому что, если ваша целевая аудитория взрослые платежеспособные люди, то нет ничего зазорного, если пойти туда, где они проводят свой досуг – это "Одноклассники". При выборе социальной сети важно смотреть на то, для кого вы собираетесь вещать.
ОТРАБОТКА НЕГАТИВА
- Одна из задач СММ – это грамотно выстроенная коммуникация с подписчиками, но бывает встречается и негатив. Как специалист может наладить работу с этим?
- Отработка негатива и построение социального мнения о бизнесе – это одна из задач СММ как сферы и СММ-специалиста, в частности. У специалиста есть, как правило, определенные инструменты для отработки негатива. Важно, чтобы это была не просто отработка негатива по схеме, ведь соцсети выполняют задачу коммуникации между потребителем и бизнесом. Некоторые жалобы или рекламации могут указывать на реальные проблемы в бизнесе, поэтому важно, чтобы отработка негатива была совместной работой с собственником бизнеса, то есть доносить эту информацию и, конечно же, становиться лучше, делать бизнес лучше.
- Бывает ли, что СММ-продвижение не работает? Из-за чего это случается и как это исправить?
- На первоначальном этапе мы всегда стараемся прощупать у клиента его ожидания. Важно, чтобы ожидания были реалистичны. Бывает такое, что с точки зрения СММ-специалиста все своевременно, правильно и хорошо работает, потому что мы знаем, что для того, чтобы запустить таргетированную рекламу, нужно подготовить аккаунт к продвижению, а, если собственник имеет какие-то нереалистичные ожидания и не понимает, почему через три дня после работы над аккаунтом все еще не запущена реклама, почему нет заявок, то у него может сложиться ложное впечатление, что СММ не работает, хотя прошло просто недостаточное количество времени.
Говоря об успешности СММ-специалиста, когда мы выбираем специалиста для сотрудничества, мы обращаем внимание на кейсы – успешные проекты, которые стали таковыми под предводительством этого специалиста. Даже если у специалиста есть успешные кейсы в вашей нише, нужно помнить, что двух одинаковых бизнесов не бывает, повторить со стопроцентной вероятностью успех предыдущего проекта крайне трудно, практически невозможно, то есть это будет свой успех и своя модель. Почему? Потому что существует большое количество факторов, которые не зависят от СММ-специалиста: устройство вашего бизнеса, устройство на рынке, сезонность, в рекламе много тонкостей и подводных камней почему она работает и не работает, позиционирование, ваша репутация, умение ваших менеджеров обрабатывать заявки. Очень большое количество факторов влияют на то, что каждый бизнес, каждый проект развивается по собственному пути, поэтому даже то, что работает у соседа, может не работать у вас. СММ-специалист – это тот человек, который обладает достаточно большим опытом, знаниями, позволяющими формировать наиболее вероятные успешные гипотезы и внедрять их, гибко реагировать на нерабочие гипотезы и выводить их из работы, после чего вновь строить новые рабочие.
НЕ ДЛЯ ВСЕХ
- Без образования маркетолога можно стать СММщиком или это не для всех?
- Я знаю многих людей, которые работают в сфере СММ без маркетингового образования и работают достаточно успешно, но это действительно не для всех, потому что сейчас огромное количество курсов выпускают начинающих специалистов, которые не вполне себе отдают отчет о том, что такое СММ, что такое маркетинг и зачем они все это делают. То есть их научили вести страничку, делать какие-то картиночки, но не объяснили сути, у них нет глубинного понимания как устроен маркетинг, как устроены продажи, воронки продаж, они не знают базовых понятий, которые являются основой для того, чтобы проект был успешным. Тем не менее, обладая техническими навыками: монтаж видео, работа в графических редакторах, написание текстов, они ведут странички, которые с первого взгляда не так уж легко отличить от тех, которые имеют под собой стратегию и ведутся специалистами. Это похоже на то, что люди бьют пальцем в небо, иногда куда-то попадают, есть и продажи, но качество услуг этих специалистов сильно ниже. Отсюда и негатив к СММ-специалистам, потому что кажется, что постить картиночки не должно быть дорого, но услуги СММ-специалиста-маркетолога с образованием, с пониманием внутренних процессов бизнеса, естественно, стоят дороже.
- Какими навыками и чертами должен обладать человек, желающий развиваться в сфере СММ?
- Эти люди обладают широким кругозором, склонностью к анализу, знающие внутренние процессы продаж и маркетинга, коммуникабельные, владеющие навыками самопрезентации. Важен навык насмотренности, который формируется в процессе, когда мы получаем визуальный опыт и формируем внутренний банк идей. Человек, желающий развиваться в СММ, стремится к самосовершенствованию и самообразованию – это очень важно, потому что СММ настолько быстро развивается, что даже курсы, которые человек прошел три месяца назад, через три месяца частично теряют свою актуальность.
ВЫСОКИЙ СПРОС
- Какие бы вы дали советы начинающим специалистам этой сферы?
- Первое – это не сдаваться. Если вы чувствуете, что очень хотите быть СММ-специалистом, но, пройдя курс, изучив в интернете информацию по этой теме, поняли, что информация противоречивая, важно не паниковать. Поначалу всегда трудно работать в любой сфере, в любой нише. Я рекомендую заниматься самообразованием, находить хорошие курсы по отзывам, быть готовым, что придется пройти много курсов. Важно практиковаться, ведь чем больше практики, тем лучше все встает на свои места, тем больше возможностей сформировать собственное видение работы в этой сфере.
Начинающим СММ-специалистам, которые ищут первого клиента, я всегда советую просто рассказать всем-всем своим друзьям, знакомым, родственникам о том, что вы занимаетесь СММ. Спрос на услуги СММ-специалистов очень высокий сейчас, поэтому найдутся и желающие воспользоваться вашими услугами.
Посоветую еще не быть одному: находить коллег, общаться, обмениваться опытом, не замыкаться в себе.
- Как, на ваш взгляд, развивается эта индустрия в Луганске?
- В Луганске сфера СММ находится в зачаточном состоянии, но, как и во всем мире, является достаточно востребованной. Наши предприниматели четко понимают важность и необходимость продвижения в социальных сетях. *К31*п