Фото: Луганский Информационный Центр

О состоянии региональных и межмуниципальных автомобильных дорог ЛНР, планах относительно их ремонта и содержания, перспективах оснащения некоторых участков камерами видеонаблюдения в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказали главный инженер — заместитель начальника Службы автомобильных дорог Дмитрий Ходот и заместитель начальника Олег Никитенко.

Служба автомобильных дорог ЛНР учреждена постановлением Правительства в июне 2023 года. Организация выступает государственным заказчиком на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения по всему комплексу дорожных работ.

Рассказывает Дмитрий Ходот.

— Какая общая протяженность дорог, находящихся в ведении вашей службы? В чем заключается функция учреждения в организации ремонтных работ?

— Общая протяженность региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, за которые мы ответственны, составляет 3 429,51 км.

Подчеркну, что к федеральным трассам мы отношения не имеем. Есть документ отчуждения земли, который говорит о том, что они не принадлежат ЛНР как субъекту, а являются собственностью Российской Федерации.

Служба автомобильных дорог ЛНР уполномочена заключать контракты на ремонты и содержание дорог регионального и межмуниципального значения. Мы выступаем в роли заказчика по государственным контрактам на выполнение работ/услуг.

Наша задача — не своими руками это сделать, а нанять для этого подрядные организации и обеспечить выполнение всех запланированных мероприятий.

Кроме того, службе предстоит работа, связанная с разграничением и обозначением протяженности региональных и межмуниципальных дорог. По каждой из них необходимо сделать паспорта, провести процедуру отчуждения земли, постановку на кадастровый учет.

Простыми словами: не во всех случаях имеется точная привязка — где начинается и где заканчивается та или иная дорога. И вот сейчас мы в своей работе с этим сталкиваемся. Эти неточности объясняются тем, что данные, имевшие место в советские времена, корректировались во времена Украины, а дополнительные изменения были внесены, начиная с 2014 года.

— Какой объем ремонтных работ был выполнен в этом году? Как можно оценить общее состояние автодорог Республики?

— С начала года и по состоянию на сегодняшний день на 212,7 км проведены работы по восстановлению изношенных слоев дорожного покрытия. В том случае, если будет подтверждение финансирования, до конца этого года планируем проведение работ по восстановлению изношенных слоев дорожного покрытия еще на 69,6 км.

Работы выполняются как за счет дорожного фонда ЛНР, так и субсидий из федерального бюджета. Благодаря этому мы можем восстанавливать дороги, разрушавшиеся десятки лет.

Помимо этого, сейчас наши специалисты проводят дефектовку 44 км дорог в Луганске, которые планируется отремонтировать в этом году. Участие службы ограничится составлением технической документации и проведением контроля за выполнением работ, а ответственными за реализацию будут другие структуры.

Что касается состояния дорог. Основой причиной неудовлетворительного состояния большинства из них является то, что межремонтные сроки давно нарушены.

Смысл заключается в следующем. К примеру, дорога построена в 2000 году, и в зависимости от ее конструктива и категорийности устанавливается межремонтный срок. По истечении этого периода необходимо проводить капитальный ремонт. Однако в установленный временной отрезок должны обеспечиваться содержание и текущие ремонты. Таким образом, приближаясь к завершению межремонтного срока, условно, 50% площади уже отработано в рамках содержания и текущих ремонтов. Соответственно, и проехать по этой дороге можно без каких-либо сложностей.

Так вот. При Украине никто эти требования не соблюдал. Затем Республика проживала не самые легкие времена, что тоже оставило свой отпечаток. Как результат — состояние большинства автодорог Республики стало близко к аварийному.

Также следует учитывать, что основные дороги на территории ЛНР были построены в 1950 — 1980-х годах, в первую очередь для нужд промышленности. Все они, условно, рассчитаны на нагрузку автомобиля ЗИЛ-130 — это пять тонн т на ось. А сейчас по ним ездят грузовики, которые перевозят 80 т. Как вы думаете, что будет с дорогой после такой нагрузки? Это влечет появление дефектов на покрытии — колей, сетки трещин и тому подобное. Начинается разрушение дорожного основания.

Однако, благодаря выделяемому финансированию, начиная с 2022 года, ситуация на дорогах Республики продолжает улучшаться.

— Служба также является заказчиком работ по содержанию автодорог. Какие именно мероприятия проводятся в этой части?

— В 2024 году на содержание региональных и межмуниципальных автомобильных дорог заключен государственный контракт с государственным унитарным предприятием ЛНР «Луганский автодор». Предприятие имеет филиалы в каждом районе, за счет этого может оперативно выполнять поставленные задачи по всей территории Республики.

В рамках госконтракта на содержание Луганский автодор выполняет весь спектр работ по летнему содержанию, таких как ямочный ремонт, уборке мусора, восстановлению горизонтальной и вертикальной разметки, обустройству остановочных павильонов; ведется установка и замена сигнальных столбиков, дорожных знаков, покос травы на обочинах и другие работы. И зимнему содержанию — работы по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.

Также с начала года в рамках отдельных государственных контрактов выполнены работы по нанесению дорожной разметки: краской нанесена на площади порядка 80 тыс. кв м, пластиком — на площади около 20 тыс. кв м и монтаж барьерного ограждения общей длинной 18,974 км.

— Есть ли какие-либо ограничения в привлечении подрядчиков? Например, можете ли заключать контракты на содержание и ремонты с компаниями из других регионов РФ?

— Таких ограничений нет. Но мы со своей стороны стараемся поддержать местные предприятия. Кстати, за сохранение дорог Республики в период до 2022 года должное нужно отдать именно Луганскому автодору. Низкий поклон работникам за то, что они на технике 1980-х годов, практически на честном слове, смогли уберечь все, что у нас было.

Однако, могу предположить, что в силу простой рыночной конкуренции в следующем году в конкурсах на выполнение дорожных работ Луганский автодор могут победить компании-участники из соседних субъектов. Например, сейчас идет поиск исполнителя на работы по восстановлению изношенных слоев дорожного покрытия среди десяти предприятий, из них пять юрлиц из ЛНР и пять юрлиц из других субъектов Российской Федерации.

Но, на наш взгляд, все-таки надежнее привлечь местное предприятие. Ведь с приезжим подрядчиком со временем может быть сложнее выйти на связь для выполнения гарантийных обязательств.

— Что входит в планы по работам на следующий год?

— Предварительно объем всего финансирования на 2025 год составит около двух млрд руб. Часть из них — это содержание региональных и межмуниципальных автомобильных дорог протяженностью 3 429,51 км и работы по восстановлению изношенных слоев дорожного покрытия. Планируется восстановить более 100 км.

— На Службу автодорог также возложены задачи по установке и обслуживанию комплексов фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Установка видеокамер уже была анонсирована. Как продвигается решение этого вопроса?

— У нас есть управление, в круг обязанностей которого входит установка комплексов фото- и видеофиксации. В начале этого года совместно с сотрудниками ГИБДД была проделана большая работа по определению тех участков, на которых необходимо установить специальное оборудование для фиксации правонарушений.

Для реализации всех запланированных мероприятий необходимо финансирование и команда на выполнение работ.

— Речь идет о 80 участках, которые были утверждены к оборудованию специальными комплексами?

— Установка 80 комплексов входит в планы на ближайшие несколько лет. А в этом году рассматривался вопрос приобретения и запуске 36 камер в Луганске и одной — возле школы № 1 в Георгиевке. На этом участке была отремонтирована дорога, и движение активизировалось. В связи с этим было обращение обезопасить территорию вблизи учебного заведения. В итоге мы обустроили на пешеходном переходе напротив школы искусственные дорожные неровности.

Как только будет выделено финансирование и дано соответствующее поручение, мы можем «сдуть пыль» с этих проектов и начать процедуру установки комплексов фото- и видеофиксации.

— Также интересует вопрос восстановления мостов. Например, есть ли планах ремонт мостов на месте бывшего пункта пропуска в Станице Луганской и в Счастье?

— Все, что взорвано, — тот же станичный мост — можно восстановить только в рамках капитального ремонта. Сейчас этого вопроса на повестке дня нет. Взорванные элементы текущим ремонтом восстановить невозможно, просто потому что нужен расчет: потребуются усилия инженеров-проектировщиков, геологические изыскания, гидрорасчет.

Такие искусственные сооружения надо не просто ремонтировать, а еще и привести в соответствие нынешним эксплуатационным реалиям, то есть, выполнить реконструкцию с увеличением нагрузок.

Рассказывает Олег Никитенко.

— Ведется ли учет, сколько всего мостов на территории ЛНР подлежат ремонту? Из тех, которые находятся в ведении службы.

— За вычетом тех искусственных сооружений, которые уже восстановлены, ремонтным работам подлежат 50% таких объектов. Межремонтные сроки нарушены — необходимые мероприятия не проводились больше 30 лет. При этом все мосты подвергаются запредельным нагрузкам.

Из тех мостов, которые были взорваны на дорогах регионального и межмуниципального значения в процессе боевых действий, восстановлены порядка 90%. Работы выполнялись по линии Минтранса РФ и регионов-шефов.

Также отмечу, что Служба автомобильных дорог должным образом оборудовала подъезды ко всем железнодорожным переездам на дорогах регионального и межмуниципального значения, приведя их в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации. Протокольным решением комиссии были установлены недостающие знаки, нанесена разметка, устранены нарушения на обочинах.

— Касаясь темы железнодорожного сообщения: как сказался бы полноценный запуск ж/д сообщения в ЛНР на сохранности автомобильных дорог?

— Самые эффективные, дешевые и быстрые грузоперевозки — это как раз железнодорожные. Если сейчас начнется полноценное движение на железной дороге, соответственно, снизится нагрузка на автомобильные дороги. Тяжелые грузы преимущественно будут транспортироваться ж/д составами. Поэтому количество фур на автомобильных дорогах уменьшится. Естественно, это повлечет экономию в рамках содержания автодорог.