Фото: Анастасия Новикова

Феникс стал официальной эмблемой восстановленной после обстрелов школы № 16 в освобожденном Золотом. О том, как учреждение выжило в условиях послевоенной разрухи, ЛуганскИнформЦентру по случаю Дня учителя рассказала заместитель директора Юлия Придорожко.

Золотовская средняя школа № 16 стала единственным сохранившимся образовательным учреждением на подведомственной Первомайску территории, освобожденной в ходе специальной военной операции.

Сегодня в ней обучаются 182 юных жителя Золотого, Золотого-1, поселков Карбонит, Горское, Нижнее, Тошковка — некогда горячих точек, широко известных из сводок Минобороны.

По прошествии двух лет с момента освобождения города, здесь уже не раздаются артиллерийские раскаты. Со временем рассеялись и нависавшие в воздухе страх и отчаяние. Теперь среди многоэтажек можно заметить отдыхающие компании соседей.

Свойственную спальным кварталам тишину разбавляет работающий рядом рынок. А со школьного двора в квартале с жизнеутверждающим названием «Солнечный» вновь доносятся детский смех и звонки на урок.

Фото: Анастасия Новикова
Автор: Анастасия Новикова
Фото: Луганский Информационный Центр

Яркий фасад здания скрывает за собой тяжелые испытания, которое учреждение смогло преодолеть во многом благодаря местным жителям.

«После обстрелов в 2022 году школа находилась в ужасном состоянии: все окна были выбиты, несколькими прямыми попаданиями разрушены стены, осколками „прошиты“ перегородки и классные доски, — рассказала замдиректора. — После того, как город освободили, собрались учителя, другие сотрудники, родители и просто небезразличные люди, которые начали приводить школу в порядок: пленкой закрывали окна, убирали мусор».

По воспоминаниям педагогического коллектива, киевские силовики нанесли несколько целенаправленных ударов по зданию при отступлении, в отместку за свое поражение.

Множественные разрушения сделали образовательный процесс невозможным. Спустя время на освобожденной территории было организовано дистанционное обучение. Вместе с этим педагоги, около года работавшие на общественных началах, проводили много невидимой для учеников работы, которая впоследствии позволила наладить полноценную учебу.

«У нас не было ни света, ни мобильной связи, ни интернета. Поэтому учителя ездили в управление образования, брали задания, проводили консультации для детей. Коллектив продолжал оставаться в школе. Помогала администрация: дали печь-буржуйку, которую мы установили в одном классе, топили и хоть как-то грелись, потому зимой было очень холодно, — вспоминает педагог. — И учиться было очень тяжело. Домашние задания дети делали при свечках, а темнело рано».

Школа была восстановлена и приобрела современный вид благодаря помощи региона-шефа — Калужской области. На ярких стенах коридоров появились муралы, изображающие двух выдающихся представителей Калуги и Луганского края, — Константина Циолковского и Владимира Даля. А на центральном входе учителей, детей и гостей школы «встречает» парящий над книгой феникс.

«Это наша утвержденная эмблема. Как феникс возродился из пепла, так восстала из руин и наша школа», — пояснила замдиректора.