Героизация палачей Хатыни стала результатом политики памяти, проводимой украинскими властями в период независимости. Об этом ЛуганскИнформЦентру заявила философ, культуролог, доцент кафедры философии Луганского государственного аграрного университета Нина Ищенко в связи с 80-летием хатынской трагедии.
"В этот день белорусская деревня Хатынь в 26 дворов была уничтожена эсэсовсцами из бригады оберфюрера СС Оскара Дерливангера вместе с солдатами 118-го украинского батальона охранной полиции. Были заживо сожжены 149 жителей Хатыни, преимущественно женщины, старики и дети (75 человек – дети до 16 лет)", - рассказала ученый.
Она подчеркнула, что это не единственная деревня, погибшая от рук карателей вместе с ее жителями, но самая известная. По словам Ищенко, Хатынь стала местом памяти для Белоруссии и всей России, символом пережитого нацистского геноцида.
"Как случилось, что на Украине, где происходили такие же события, страшная трагедия забыта, а каратели из полицейских батальонов стали национальными героями? Это результат целенаправленной политики памяти, проводимой украинским государством в период его независимости. Многие служащие 118-го батальона покинули территорию СССР и доживали свой век в Канаде и США, последний из карателей, Владимир Катрюк, умер своей смертью в 2015 году. Прославление таких людей как борцов за свободу Украины – неизбежное следствие украинской националистической идеологии, ставящей нацию превыше всего", - утверждает Ищенко.
При этом она уверена, что гораздо важнее привезенных из эмиграции идей оказалась советская национальная политика, проводимая после 1945 года на Украине.
"В угоду советскому концепту о новой общности людей - советском народе - национальные различия на официальном уровне затушевывались, в то время, как в реальной жизни давали ощутимые социальные привилегии. Так, упоминание о национальности карателей было табуировано, а люди, сотрудничавшие с немцами в годы войны, активно интегрировались в послевоенное общество, занимали важные посты в администрации и даже идеологической сфере, оставались безнаказанными за свои преступления", - пояснила собеседник агентства.
Ищенко напомнила, что Григорий Васюра, начальник штаба 118-го батальона охранной полиции, получил как пособник немцев 25 лет, вышел через три года, был отдан под трибунал в Минске и казнен только в 1987 году.
"Василь Кук, генерал-хорунжий Украинской повстанческой армии (УПА), руководитель Организации украинских националистов после 1950 года, после шести лет заключения был освобожден в 1960 году в связи с амнистией, занимался научной работой в Центральном государственном историческом архиве и Институте истории Академии наук Украинской ССР", - привела она еще один пример.
Ученый подчеркнула, что таким образом украинское общество десятилетиями видело, что любая антирусская деятельность допустима, поощряема и остается безнаказанной.
"Политическое украинство захватывало все новые умы, и финальная стадия этого процесса разворачивается на наших глазах, когда современные украинские военные и добровольцы действуют по образцам восьмидесятилетней давности. Трагедия Хатыни касается не только Белоруссии. Это символ войны, затронувшей каждого в России, и предостережение всем, забывшим историю", - акцентировала Ищенко.
***
Хатынь - белорусская деревня, которую фашистские захватчики сожгли вместе с жителями 22 марта 1943 года. Каратели из состава 118-го вспомогательного батальона охранной полиции, где служили преимущественно этнические украинцы, и спецбатальона СС "Дирлевангер" согнали жителей в сарай, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Людей, пытавшихся выбраться из объятой пламенем постройки, расстреливали. Жертвами стали 149 мирных жителей, из них 75 детей. Уцелели лишь несколько человек. В настоящее время на этом месте находится мемориальный комплекс. *к15*к29*