Знаменитые «законы времени» появились на Днепре в 1910 году. Автор уникальной идеи — поэт, «король времени» Велимир Хлебников. В 1912 году он издаст в Херсоне свою первую книгу «Учитель и ученик» и предскажет в ней грядущую революцию.
«В Чернянку Хлебникова привез поэт и художник Давид Давидович Бурлюк. Его отец, Давид Федорович, был управляющим в имении графа Мордвинова и сделал его образцовым: в 1910 году Херсонское сельскохозяйственное училище даже устроило выпускникам экскурсию в это хозяйство», — рассказывает Херсонское агентство новостей.
Имение в херсонской Чернянке стало штаб-квартирой авангардистов. Они приезжали сюда на летние каникулы, праздновали здесь Рождество, писали картины и сочиняли стихи. Вслед за Геродотом они прозвали эту местность Гилеей. Античная история увлекала Бурлюков, и они часто обсуждали ее с друзьями. Один из них — поэт Бенедикт Лившиц — и предложил назвать новую группу футуристов «Гилеей». В 1913 году «Гилея» по количеству выпущенной литературы превзойдет все остальные поэтические объединения футуристов вместе взятые.
Надо сказать, что с появлением Хлебникова оформилась первая авангардная литературная группа, участников которой он назовет будетлянами, то есть производным от слова «будет». Так поэт укоренил в русском языке иностранный «футуризм», который в 1909 году ввел итальянский поэт Филиппо Томмазо Мариннети. Футуристы призывали искать новые формы художественного выражения, соответствующие бурно меняющейся жизни.
«Никто из современников не мог представить, что „Садок судей“ станет началом нового направления в русской литературе, а лингвист Роман Якобсон спустя годы назовет Хлебникова „наибольшим мировым поэтом нынешнего века“», — отмечает автор.
В возрасте 24 лет Хлебников, будучи студентом Санкт-Петербургского университета, писал стихи и целые дни проводил в публичной библиотеке, изучая сотни дат и событий, чтобы вычислить «законы времени». За пять лет до этого, в мае 1905 года, он задался целью раскрыть числовые закономерности в истории: «Поводом стало потрясение от разгрома русской эскадры в Цусимском сражении. Увидев в газетах длинные списки с именами погибших моряков, Велимир в отчаянии сбежал в лес, где на бересте нацарапал клятву, что непременно раскроет тайные механизмы истории. Он искренне верил, что это позволит избавиться от потрясений и, прежде всего, предотвращать войны».
Этот труд поглощал его. В своих поисках он запоминал множество событий, изучал судьбы отдельных людей и целых цивилизаций.
В Чернянке же он продолжил исследовать цикличность истории, влияние небесных светил на человека и природу, связь времени и пространства. Собранный материал Хлебников использовал в своей первой книге «Учитель и ученик», которую издал в Херсоне в 1912 году. В ней он признается: «Ясные звезды юга разбудили во мне халдеянина (халдеями в Древнем Риме называли тех, кто по положению звезд определял будущее — прим. И.Б.). В день Ивана Купала я нашел свой папоротник — правило падения государств». Считалось, что нашедший в ночь на 7 июля цветок папоротника получал возможность видеть будущее.
Подробнее о творчестве Велимира Хлебникова можно прочитать в авторском материале.


