Итальянский художник-муралист Йорит нарисовал юную луганчанку Марину Евсюкову, погибшую в 2014 году в результате обстрела Луганска со стороны ВСУ. Передача картины родителям девочки состоялась в ЛуганскИнформЦентре при участии Военной комендатуры ЛНР.
В пресс-конференции также приняли участие журналисты и общественники из Финляндии Кости Хейсканен и из Италии Винченцо Лоруссо
ХОТЕЛОСЬ ЖИТЬ
История погибшего ребенка стала известна художнику после Дня Победы — в ходе одного из памятных мероприятий он увидел маму Марины — Наталью с ее портретом в руках. Как уточнил отец девочки — Вадим, его дочери не стало в возрасте семи лет и одного месяца ровно.
Картину в ЛНР доставили соратники итальянского художника.
«Нет той благодарности, которая сейчас живет у меня внутри. Настолько мне это приятно, настолько неожиданно. Очень-очень тронута. Как будто она живая смотрит с этой картины. <…> Он (автор картины — прим. ЛИЦ) настолько передал живые глаза… У меня просто нет слов. Большое спасибо. Мы не ожидали с мужем, что спустя столько лет кто-то вспомнит про маленькую девочку, которая бегала и хотела жить», — сказала Наталья.
Женщина добавила, что ее дочь всегда носила на шее крестик как символ веры «во что-то лучшее», а также, несмотря на юный возраст, ставила перед собой цели на будущее.
«В последние ее минуты мы сидели здесь рядом, во дворе, прятались от бомбежки. Мы думали, закончится война, она собиралась идти в школу. Она боялась того, что была бы глупой. Научилась читать в четыре года. Дети просыпались и смотрели мультики, а она читала книги. Ей хотелось жить, хотелось в школу пойти. И вот так в одну минуту жизнь закончилась. Но в любом случае она не закончилась, если кого-то тронула, заинтересовала девочка, которая погибла на Донбассе», — добавила Наталья.
ПОПРОЩАТЬСЯ
Отец Марины рассказал, что спустя 11 лет после гибели дочери его боль не утихает. Он находился рядом с девочкой в реанимации, а затем сопровождал ее тело в морг. В то же время его супруга находилась в тяжелом состоянии после обстрела, это не позволяло ему проститься с дочерью некоторое время.
«На блокпосту на областной (республиканской — прим. ЛИЦ) больнице <…> говорю: „Я хочу к вам“. И я пошел мстить, если можно так сказать. <…> Я спросил у военного батюшки, как мне поступить, как хоронить дочку. Он мне сказал: „Поступи по совести“. И я принял все усилия, к людям обращался. И дочку долго держали в морге, потому что нельзя было жене в таком состоянии сообщить о том, что она умерла. Иначе я бы лишился и ее. Когда жена пришла в себя, привезли уже в гробике в больницу прям, чтоб мама, супруга моя, могла попрощаться», — поделился своей историей мужчина.
СЛОВНО ОБЪЯТИЕ
Слова поддержки в адрес родителей, потерявших ребенка, в видеоформате направил автор картины.
«Я написал ее портрет, чтобы о ней не забыли. Потому что каждый ребенок имеет право жить, улыбаться и расти. Ни одна мать не должна оплакивать своего ребенка из-за войны. Мое сердце с вами, со всеми семьями Донбасса, которые потеряли своих близких. Надеюсь, мой поступок, этот портрет сможет стать словно объятие, знак того, что даже издалека есть те, кто помнит о вас. Я хотел бы, чтобы эта боль скорее закончилась, чтобы прекратились бомбежки, чтобы дети могли снова играть в мире», — сказал Йорит.
НЕ ПРОЙТИ МИМО
Военный эксперт, полковник запаса Виталий Киселев добавил, что события в Донбассе, а особенно те, которые связаны с гибелью детей, навечно оставляют рубец на сердцах неравнодушных.
«В 2014 году на моих глазах, прям на остановке, погибли дети и женщины, которые ехали в школу. И сказать о том, что ты должен был пройти мимо этого или не почувствовать ничего — нет, этого ничего не было. Было такое дрожание в голосе, сердце сжимается, такое ощущение, что кровь сейчас прям из тебя вся выльется — и ты останешься беспомощным. Но нужно было себя собрать, нужно было оказать помощь раненым. <…> Все мировое сообщество сегодня киевской хунте аплодирует. Аплодирует за что? За убийства детей? Они сегодня не признают, что в Луганске, Донецке есть Аллея ангелов. И говорят о том, что это фейк», — сказал военный эксперт.
УДАРЫ ПО ДЕТСТВУ
Помощник Уполномоченного по правам человека в ЛНР Сергей Белов подчеркнул, что главной целью в условиях вооруженного конфликта должна оставаться защита детей.
«Враг хитер, враг коварен. И самая главная защита — чтобы все мировое сообщество осознало, что это не некое спонтанное убийство, как есть статья „Убийство по неосторожности“. Нет, люди, это геноцид. Целенаправленный геноцид, который выражается уже практически на протяжении 12 лет не только в убийствах и травмах детей. Только на территории ЛНР погибло как минимум 72 ребенка. То есть нужно понимать, что есть еще места, которые не исследованы специальными органами», — сказал помощник омбудсмена ЛНР.
Он добавил, что при этом множество детей в ЛНР и ДНР с 2014 года были вынуждены находиться под прицелом киевских силовиков.
«Все наши дети, дети Республик Донбасса, которые на протяжении 11 лет находились здесь, они получили травму. Потому что Украина целенаправленно бьет по детству. По детству как явлению. Обстрелами, обстрелами школ. В большинстве поселков, которые были расположены в течение восьми лет (до начала СВО — прим. ЛИЦ) на линии боевого соприкосновения, школы уничтожались целенаправленно одними из первых. Были вынуждены на протяжении восьми лет родители с замиранием сердца отпускать детей в автобусах, которые ехали по простреливаемым трассам. И эти автобусы, несмотря на то, что на них была нанесена вся соответствующая международным стандартам символика, тем не менее подвергались прямому снайперскому огню», — добавил Белов.
***
Марина Евсюкова погибла в центре Луганска после получения гуманитарной помощи. В августовские дни, когда Луганск находился в блокаде, людям, остававшимся в городе с детьми, волонтеры выделяли гумпомощь. Местом ее выдачи служило административное здание в самом центре города. В один из дней за помощью пришла семья Евсюковых. Пока папа стоял в очереди, мама с дочкой отошли во двор многоквартирного дома, чтобы укрыться там на случай обстрела. Это решение стало роковым: снаряд взорвался возле Натальи и семилетней Марины. Мама получила осколочные ранения ног, а девочке оторвало ножку, и осколки попали в голову. Медикам не удалось спасти ребенка.