Блаженная Параскева с сестрами Старобельской Свято-Скорбященской женской обители. Фото: из архива игумена Георгия

О значении подвига новомучеников, исповедников и подвижников в отмечаемый сегодня в России День памяти жертв политических репрессий ЛуганскИнформЦентру рассказывает насельник Вознесенского монастыря села Хорошее, игумен Георгий (Голота).

ЖИВЫЕ ИСТОРИИ МУЖЕСТВА

Луганская земля — суровая, индустриальная, израненная войнами и переменами — хранит в себе не только уголь и металл, но и духовное золото. Здесь, среди заводов, шахт и степей, жили люди, чья вера оказалась крепче стали. Новомученики и исповедники Луганщины — это не просто имена в церковных списках. Это живые истории мужества, стойкости и любви к Богу, проявленные в самых темных эпохах XX века. Их подвиг — это не только страдание, но и свидетельство, что даже в условиях тотального давления возможно сохранить истинную веру. Они не были героями в привычном смысле. Они не сражались с оружием, не возглавляли восстаний, не писали манифестов. Их оружием была молитва, их щитом — вера, их подвигом — молитва и служение Богу.

После революции 1917 года и особенно в конце 20-х и 30-х годах началась систематическая кампания по уничтожению религиозной жизни. Храмы закрывались, священники арестовывались, монастыри разрушались. Луганская область не стала исключением и так же подверглась жестким испытаниям и репрессиям со стороны богоборческой власти. Однако не так было просто уничтожить веру, которая была непоколебима в сердцах наших предков. Несмотря на то, что опасность подстерегала каждого, кто проявлял свою веру словом и делом, люди сопротивлялись нарастающим репрессиям и духовному упадку. Духовный подвиг в те непростые времена заключался в мужестве и стойкости евангельским заветам; и в первую очередь эта ответственность за спасение душ человеческих лежала на плечах духовных пастырей, которые не прогнулись под гнетом нарастающего безбожия.

ДИАЛОГ С ПРОШЛЫМ

В архивах Луганска сохранились дела, в которых священников обвиняли в «контрреволюционной агитации», «вредительстве» и «шпионаже». Но за этими формулировками скрывались простые поступки: совершение литургии, крещение младенцев, отказ закрыть храм. Эти люди не искали конфликта — они просто не могли предать свою веру. Их судьбы — это не просто страницы истории. Это золотое наследие и образец для всех нас, как можно и нужно хранить искру Божию в своем сердце. Подвиг исповедничества и твердого стояния за Церковь Христову среди архиереев, священнослужителей и благочестивых мирян нашей Луганщины светит нам неугасимой лампадой сквозь годы прожитого лихолетья. И нам еще предстоит большая работа в поднятии духовных пластов и бесценных монолитов, лежащих на полках государственных архивов и в людских преданиях, которые передаются старожилами нашего города.

По благословению настоятеля монастыря архимандрита Иоанна (Сухины) братией Вознесенской обители и ее подворья ведутся кропотливые работы по сбору информации о новомучениках и исповедниках земли Луганской. Проводится большой труд по работе с госархивами и сбору материалов о подвижниках нашего края. Не ради сенсаций, не ради громких открытий, а ради памяти. Памяти о тех, кто жил, молился, страдал и любил в эту годину гонений и репрессий. Мы ищем, исследуем, собираем по крупицам то, что осталось от духовного наследия региона. Это не просто архивная работа. Это диалог с прошлым, в котором каждый документ, каждая фотография, каждая строка — как дыхание ушедшей эпохи.

В фондах и архивах мы находим следы: порой это и протоколы допросов, списки арестованных, письма, написанные на обрывках бумаги. В этих документах — не просто факты, а судьбы. Люди, которые несли свет, когда вокруг сгущалась тьма. Порой при поиске встречаются некоторые записи — сухие, казенные, почти безжизненные: «Подлежит высылке», «Отказался от сотрудничества», «Хранил религиозную литературу». Но за этими строками — подвиг. Молчаливый, незаметный, но настоящий. И чем больше погружаешься в нашу духовную историю, тем яснее становится: Луганская земля — это не только шахты и заводы. Это земля молитвы, страдания и духовной крепости.

ПРАВЕДНИКИ ЛУГАНЩИНЫ

Должно упомянуть о уже прославленных и местночтимых праведниках Луганщины — таких, как Епископ Павел Старобельский (Кратиров). Расстрелян в 1937 году за отказ признать обновленческое движение. Параскева (Дыбина) Старобельская, которая подвергалась арестам и гонениям за веру Христову, неся тяжелый подвиг юродства Христа ради. Благодаря своему смирению и молитвенному подвигу она стяжала великую благодать прозорливости: исцеляла недужных, укрепляла немощных и упавших духом. Дивного подвижника блаженного Макария, в миру Макар Андреевич Мордовцев, Христа ради юродивого старца Макария Новопсковского, Марковского чудотворца.

Епископ Павел Старобельский (Кратиров). Фото: из архива игумена Георгия

СТАРОЕ КЛАДБИЩЕ

Так же должно отметить, что в Луганске на монастырском подворье при храме Всех Святых находится старое кладбище, где есть захоронения многих священнослужителей, прошедших горнило испытаний в богоборческую советскую эпоху и мужественно выстоявших все трудности, не сложивших с себя священный сан и всю жизнь до самой кончины окормлявших вверенную им паству Христову.

Настоятель Николо-Преображенского храма протоиерей Евфимий Кочан. Протоиерей Константин Ампилогов, служивший в Луганске во время оккупации города фашистскими захватчиками и переживший неоднократно ссылку в лагеря. И, конечно же, старец дьякон Филипп Луганский — земной ангел Богородицы, Филипп Елисеевич Горбенко. Этот праведник удостоился лицезреть Саму Пречистую Матерь Божию, получив от Нее благословение на духовный подвиг старчества в это нелегкое время. Он называл Луганск Святоградом, утверждая, что в преддверии грозных времен сюда будут стекаться люди, ведомые Промыслом Божиим. Филипп прожил долгую жизнь, умер в 1956 году, оставив после себя не только пророчества, но и живую традицию молитвы, помощи и духовного наставничества. Его почитают как местного святого, а день явления Богородицы, 13 июня, отмечается как особый духовный праздник.

Протоиерей Константин Ампилогов. Фото: из архива игумена Георгия

СТАРИННЫЕ ХРАМЫ ЛУГАНСКА

Зачастую имена пострадавших за веру праведников нам неизвестны, даты стерты, захоронения уничтожены, но всегда есть надежда и упование на то, что Сам Господь через наши старания прославит «дивных Своих». Мы изучаем историю, фотографии, воспоминания. Идет работа по восстановлению облика храмов, которые были разрушены. Некоторые из них исчезли бесследно. На их месте — склады, дома, пустыри. Но в памяти людей они живы. Мы находим упоминания о молитвенных домах, о тайных литургиях, о крестных ходах, которые проходили ночью. Мы восстанавливаем маршруты, ищем места, где когда-то звучала молитва.

Вспомним и старинные храмы города Луганска. Свято-Троицкую обитель, строительство которой полноценно так и не было завершено, прервало это благое созидание Первая мировая война, на которую монахи Луганщины ушли добровольцами.

Труды в этой сфере ведутся с осторожностью, с уважением, с благоговением. Потому что речь идет не столько о прошлом, как скорее о вечности. Работа далеко не завершена — еще предстоит много сделать, но каждый раз это новые находки, новые встречи, новые открытия. И пока идет поиск, пока мы читаем, пока мы слушаем — наши благочестивые предки живы. Их молитва звучит. Их подвиг продолжается. Память о них живет в сердцах их духовных чад, в книгах и воспоминаниях, в их подвиге стояния за веру.