О главных историографических смыслах новой книги луганчанина Романа Коротенко «Как Россия победила в Крымской войне 1853–1856» ЛуганскИнформЦентру рассказывает профессор Луганского государственного аграрного университета имени Климента Ворошилова, доктор исторических наук Дмитрий Крысенко.
ЛИЦО ВОЙНЫ
В наши дни мир стремительно меняется. Меняются подходы к организации образования, экономики, реализации власти. Свое лицо меняет и война. В условиях той тяжелейшей борьбы, которую мы ведем за свое существование, важно понимать, что изменились не подходы, а сама ее суть. Теперь война ведется не только и не столько непосредственно на поле боя, сколько в умах и сердцах граждан — всех без исключения. Грань между тылом и фронтом стерта. Война обрела, в первую очередь, психологический характер. С учетом того, что границы между прошлым и будущим нет, гордость за принадлежность к своему государству, к его как победным, так и трагическим страницам, дает то вдохновение, которое позволит победить в настоящем.
НАУКА О КАРТИНЕ МИРА
История — наука не столько о прошлом, сколько о сегодняшней картине мира. Среди работ на историческую тематику, особым образом, выделяются военные, поскольку ничто не вдохновляет больше, чем пример подвига. Поэтому проблему Крымской войны, затронутую Романом Коротенко, можно охарактеризовать, как своевременную и чрезвычайно актуальную. Важность этого события для исторической памяти нашего главного оппонента можно проиллюстрировать тем фактом, что Крест Виктории — высшая награда за отвагу, которая может быть вручена гражданам Великобритании — изготавливается из бронзы, переплавленной из русских пушек, захваченных англичанами в качестве трофеев во время Крымской войны.
ДОЧИТАТЬ ДО КОНЦА
Интригующим является уже само название книги — «Как Россия победила в Крымской войне 1853–1856», поскольку как в отечественной, так и в мировой науке господствует взгляд на этот конфликт как проигранный Россией. В своем стремлении получить ответ, читатель просто обязан дочитать книгу до конца.
Жанр этой работы можно назвать монографией и научным исследованием, поскольку, раскрывая материал, автор опирался на обширную источниковую базу, показывая происхождение информации в ссылках. Источниковая база обширна и разнообразна — ее список представлен 113 позициями. Причем, кроме российских, были использованы британские, французские, итальянские и американские издания. Это сборники документов, мемуары, материалы прессы. Опирался автор также на энциклопедии, учебные и обзорные работы предшественников, но его исследование, безусловно, является оригинальным и представляет собой новое слово в историографии Крымской войны.
КЛУБОК МИФОВ
В семи главах, изложенных на 281 странице — объем кандидатской диссертации, автор излагает анатомию Крымской или Восточной, Русской (в западной историографии) войны: ее предпосылки, ход и последствия. Основное внимание уделено геополитическим и дипломатическим аспектам конфликта. При этом, проанализированы и мировоззренческие корни агрессии коллективного Запада против России.
Подобно следователю, автор шаг за шагом распутывает тот клубок мифов, который сформировался вокруг Крымской войны, и убедительно доказывает: захват западными силами нескольких кварталов Севастополя и отказ от оккупации российских прибрежных территорий нельзя считать поражением Санкт-Петербурга. Поражение царская администрация потерпела, в первую очередь, политическое, что совсем не удивительно, учитывая многовековой опыт Лондона по обману и шантажу всего мира.
ЖИВОЙ, ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК
Исследование написано живым, образным языком, а также богато проиллюстрировано. Некоторые из тезисов автора можно использовать как афоризмы: «…чем больше описание события не соответствует происходившему, тем меньше вероятность обнаружить в нем действительные мотивы и руководящие силы», «…историю пишут потратившие на это денег больше всех», «незнание не делает ложь истиной, но делает людей слабыми».
Таким образом, исследование может быть рекомендовано к прочтению не только специалистами в области истории, но также всеми, кто интересуется историей и жизнью своего государства.