Фото: Луганская Епархия

В рамках торжеств, приуроченных к 80-летию Луганской епархии, ЛуганскИнформЦентр публикует рассказ клирика столичного храма Всех Святых протоиерея Дмитрия Кузнецова об известной луганской подвижнице схиигумении Олимпиаде, книга о жизни которой «Вся ея жизнь — послушание» была 29 сентября представлена духовенством Республики в Библиотеке имени Горького.

ВСЯ ЕЯ ЖИЗНЬ — ПОСЛУШАНИЕ

Схиигумения Олимпиада, урожденная Ольга Емельяновна Дюбина, погребена ныне у стен Свято-Петро-Павловского кафедрального собора Луганска. Воспоминания о ней в сочетании с ее житием собраны в замечательной книге ее духовного чада Анатолия Фирсова (Кудаева) «Вся ея жизнь — послушание».

Правящий архиерей, митрополит Луганский и Алчевский Высокопреосвященнейший Пантелеимон отмечал, что ее земной путь — это подвиг длиною в жизнь, в коем она всецело посвятила служению Богу и ближним, со всем народом прошла через все испытания смутного времени и понесла крест гонений и скорбей.

«Смысл ее подвига заключается в том, что матушка несла послушание у своих наставников старцев, великих молитвенников, впитавших в себя дух и традиции Оптиной Пустыни. Под их мудрым руководством она возрастала духовно, закалялась в скорбях, попущенных Господом, оберегаемая своим Ангелом Хранителем», — написал Владыка Пантелеимон в предисловии к книге.

КАЗАЧЬИ КОРНИ

Будущая схиигумения родилась летом 1914 года в хуторе Верхне-Теплом Станицы Луганской Донецкого округа, в семье казака Емельяна Кондратьевича Дюбина и законной его жены Зинаиды Фроловны, которой в связи с этим пришлось перенести страшное искушение: враг рода человеческого, предчувствуя рождение великой молитвенницы и подвижницы на ниве Христовой, внушил ей мысль об избавлении от младенца. Но, как только эта преступная мысль зародилась в ее голове, она во время молитвы услышала исходящий от икон из святого угла грозный предупреждающий голос: «Оставь! Ибо рожденное дитя будет от Бога». То видение повергло ее в большой страх. Со слезами глубочайшего покаяния, стоя на коленях, она обратилась к Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери о прощении этого тяжкого греховного намерения. Своей горячей молитвой и искренним покаянием мать загладила задуманный грех детоубийства. Господь помиловал ее и послал утешение: даровал дочь, к которой она относилась с трепетной любовью.

ЧУДО В МИТЯКИНСКОЙ

Во святом крещении девочка была наречена Ольгой — в честь святой равноапостольной великой княгини русской Ольги, в память о которой всегда праздновала свое тезоименитство 11 июля (по старому стилю).

Для маленькой Ольги церковь была родным домом, на каждую службу мама брала ее с собой на клирос. Выучив церковнославянский язык с шестилетнего возраста, Ольга не только пела в храме на клиросе, но и стала на службах читать шестопсалмие и часы.

С раннего детства со своими первыми духовными опекунами-бабушками совершала она пешие паломничества к местным святыням. Примечателен один случай, произошедший с семилетней Ольгой у чудотворного источника святой великомученицы Параскевы Пятницы в станице Митякинской Ростовской области.

Вот как впоследствии вспоминала об этом случае матушка Олимпиада: «В середине часовни находился колодец, из которого после молебна стали ведрами набирать воду и разливать по кружкам, из которых пили люди. Когда мы подошли к колодцу, и я посмотрела в него, то увидела, как на его дне били ключи родника: вода словно кипела. Ключи били фонтаном, и в его струях я увидела пять икон Божией Матери Казанской: святой великомученицы Параскевы Пятницы, святителя Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца, святого Архистратига Божия Михаила. Они не стояли на месте, а как бы играли: то поднимались вверх, то опускались на дно в струях воды. Я с восторгом смотрела на них, душа моя в это время безмолвно молилась. Когда я на иконы указала бабушкам, они смотрели на дно и, кроме бьющих ключей, ничего не видели. Я поняла, что это чудо им не дано было увидеть».

КЛАССОВЫЙ ВРАГ

После октябрьского переворота 1917 года и последующих событий трагическим образом менялась и жизнь благочестивой семьи Дюбиных. К началу 30-х годов они были внесены в список семей, подлежащих раскулачиванию. Когда их выселяли, конфискуя дом и все имущество, Ольга неожиданно для всех сбежала, укрывшись в местном терновнике. Ее не догнали и не нашли. Так начался нелегкий путь скитаний и лишений будущей схимницы.

16-летняя Ольга добралась до Луганска, где надеялась найти хоть какую-то работу и пропитание. Но без документов это было невозможно, а храмы почти все были закрыты. Оказавшись на железнодорожном вокзале, она предприняла попытку уехать в Киев, мечтая прибиться послушницей или трудницей к какому-нибудь монастырю. В дороге была арестована и отправлена в следственный изолятор Криндачевки (ныне Красный Луч). Здесь Ольга прошла через первые свои допросы и физические истязания. Против нее были собраны серьезные обвинительные факты: она принадлежала к контрреволюционному сословию — была из казаков, принадлежала к классовому врагу — дочь кулака, и совершила побег, скрываясь от органов власти, что уже являлось неоспоримым доказательством ее вины. Единственно, чего вдобавок к этому хотел добиться следователь, — это отречения Ольги от Бога и веры.

Матушка вспоминала: «Бил без разбора, куда попадет: по спине, по рукам и по ногам. Плеть была с нашитыми на конце свинцовыми гирьками, которые впивались в тело, оставляя на нем кровавые полосы. Было очень больно, сначала стонала и плакала, затем начала кричать, от побоев закрывала лицо. В полусознании отвели в камеру, затем опять бросили в карцер. Думали, что я не выживу, но я выжила».

КАРАГАНДИНСКИЕ ЛАГЕРЯ

Ольгу сломить не удалось. Она выстояла, сохранив достоинство, веру и волю к жизни. Но последующие десять лет жизни провела в ГУЛАГе, в карагандинских лагерях.

— В лагерь по этапу прибыла с партией монахинь из киевских монастырей — вспоминала матушка. Слабые здоровьем заключенные долго не выдерживали. Каждый день не обходился без смерти людей. Умирали от непосильного труда, голода, простуды. Верующие старались держаться вместе, помогали друг другу, вместе молились, пели акафисты, которые знали наизусть.

Ольга выжила и через десять долгих лет отбывания наказания вышла на свободу. В лагерной одежде и разбитых башмаках ее просто выставили за лагерные ворота и предоставили возможность идти, куда глаза глядят. Лишь после долгих скитаний нашла она себе приют в шахтном поселке Караганды. И началась новая страница жизни…

ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИК СЕВАСТИАН

В то страшное время из-за отсутствия храмов спецпереселенцы собирались на молитву в землянках тайно, из них впоследствии образовались первые православные общины. Духовным отцом такой общины, в которую влилась Ольга, стал преподобноисповедник Севастиан — один из последних хранителей благодатного святоотеческого духа и высоких традиций Оптиной Пустыни. От него матушка и приняла свои первые послушания.

Она вспоминала: «Отец Севастиан благословил меня ухаживать за старцами, немощными священнослужителями, освободившимися из заключения. Я вместе с ними жила и ухаживала за ними: занималась уборкой, готовила пищу, стирала белье…». Старцы были опытными духовниками, некоторые от Бога имели дар прозорливости. Среди них Ольга духовно возрастала…

ПРАВОСЛАВНОЕ ПОДПОЛЬЕ

22 июня 1941 года в жизнь Ольги, как и всего народа, ворвалась Великая Отечественная война. Ольга решительно отказывалась идти на фронт, не желая служить богоборческой власти, но, по благословению старцев, приняла и это послушание. Пройдя курсы санитарок, она оказалась на передовой. В первой же бомбежке получила ранение и была отправлена в лазарет, а затем в Ташкент. Там и осталась.

Книга повествует о многотрудных испытаниях Ольги, наполненных чудесами Божьего промысла, об удивительных переплетениях судеб, навсегда оставивших след в сердце и духовной жизни матушки Олимпиады.

Центральная Азия в то время стала одним из тех мест, куда большевики-богоборцы в массовом порядке ссылали духовенство. В сараях, шалашах и землянках жили более трех тысяч священников и монашествующих, в том числе инокини Серафимо-Дивеевской и Марфо-Мариинской обителей. Здесь претерпевали ссылку многие иерархи Русской Православной Церкви. Здесь образовалось тайное церковное подполье, в котором Ольга приняла активное участие.

ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ ХОХЛОВ

В Ташкенте произошло и одно трагическое событие, изменившее весь ход жизни Ольги. Матушка вспоминала: «Однажды в Ташкенте на паперти храма застрелили священника. Его матушка тогда была беременной, и, когда узнала о происшедшем, от постигшего горя сразу разрешилась от бремени и умерла от разрыва сердца. Остался новорожденный младенец — девочка. Родных в городе у них не было, община взяла ее на свое попечение». По благословению отца Гурия, опекавшего подполье, Ольгу с ребенком отправили в Караганду, где на нее было возложено новое послушание: заключить гражданский брак без венчания с благочестивым христианином, чтобы удочерить девочку, воспитав ее в христианском благочестии. «Вырастить и воспитать дитя равносильно тому, что построить храм Божий», — сказал ей отец Севастиан. Матушка понесла и это послушание. Так в ее жизнь навсегда вошел Павел Сергеевич Хохлов, в браке с которым она сохранила свое девство, живя с благочестивым супругом, как брат и сестра.

МОНАХИНЯ ОЛИМПИАДА

Когда приемная девочка, названная Надеждой, выросла, а Ольга духовно окрепла, ее ждали новые послушания. Матушку отправили в Калужскую область к старцу Амвросию Балабановскому для помощи и поддержки в служении и уходу за храмом. Отец Амвросий имел благословение двух Патриархов — Русской Церкви и Иерусалимской — в годы гонений на Церковь совершать тайные монашеские постриги. Так пришло время, к которому Ольга готовилась всю свою сознательную жизнь, — монашеский постриг. При постриге Ольгу нарекли Олимпиадой в честь святой Олимпиады, диакониссы Древней Церкви, преданнейшей ученицы святителя Иоанна Златоуста.

После пострига монахиня Олимпиада несла послушание алтарницы в храме. Впоследствии от отца Амвросия она приняла и постриг в схиму с сохранением ее монашеского имени.

ЧУДО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, куда матушка приехала с очередным заданием от старца, произошло с ней очередное чудо. Она готовилась тогда к принятию схимы и решила попросить на это благословение у святого. Придя рано утром в Троицкий собор к раке угодника Божия, сделав земные поклоны, преклонилась она, чтобы поцеловать находящиеся под стеклом мощи. В этот момент крышка над головой преподобного Сергия сама открылась. Свидетелем этого стал иеромонах, читавший у раки акафист святому. Он в изумлении подошел к матушке и сказал, что о случившемся лично доложит самому Патриарху Алексию, который тогда находился в Лавре.

Господь посредством послушаний сводил матушку Олимпиаду со многими духоносными подвижниками веры того времени: епископами и архимандритами, священниками и монахами… Побывала она даже на Кавказе, у старцев — бывших насельников Глинской пустыни, где ее сердце загорелось желанием уйти в затвор, разделив молитвенный подвиг с живущими там пустынниками. Но Господь уготовал ей другой путь спасения.

СТАНЦИЯ КОНДРАШЕВСКАЯ

26 апреля 1966 года в шестом часу утра в Ташкенте, где тогда жила матушка, произошло разрушительное землетрясение. Пострадала и матушка — на нее обвалился потолок. И хотя обошлось без существенных травм, все же она получила ушибы. К этому времени нашлась родная сестра матушки — Наталья, которая со своими детьми жила в Луганской области на станции Кондрашевская возле Станицы Луганской, совсем рядом с ее родным хутором, теперешним селом Теплым. Они с радостью приглашали матушку к себе погостить. И матушка Олимпиада вернулась на Луганщину. Ей удалось посетить свои родные места, где прошли ее детство и юность. А вскоре, по благословению духовного отца, матушка Олимпиада переехала в Луганск. Шли 70-е годы ХХ столетия. В Луганске почти все храмы были разрушены, и она была направлена в Свято-Петро-Павловский собор, чтобы стать его прихожанкой, молиться за его сохранение и помогать в его благоустройстве. К этому времени здоровье матушки сильно ухудшилось, прогрессировал сахарный диабет.

ПРЕДСТАВ ПРЕД ГОСПОДОМ

Выполняя монашеское правило и неся строгий пост, она не принимала никаких лекарств, диабет врачевала народным способом, лечилась гречкой со стаканом воды, чем организм довела до полного истощения. И вот однажды, 11 июля по старому стилю, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, она отошла к Господу.

Матушка вспоминала: «Я осознавала, что отхожу. Чувствовала, как постепенно отмирало тело с ног до головы. Вдруг я предстала перед Спасителем нашим Господом Иисусом Христом, стоявшим в полный рост. Страха никакого не испытывала. Спаситель стоял и молча смотрел на меня, от Него исходил неземной свет, и глаза излучали любовь. Увидев Его, мысленно задала себе вопрос: „А где же Пресвятая Богородица?“ И одесную Христа в огненном столпе неопалимой купины предстала в полный рост Сама Царица Небесная, за спиной которой открылся вид на цветущий благоухающий сад. Состояние мое было благостным, и когда стала осознавать, что это смерть, взмолилась, что умирать еще рано, ведь живы близкие мне люди, которым я еще была нужна. Упала к стопам Спасителя и стала умолять Его, чтобы оставил жить меня ради тех, кому я нужна была на земле. И увидела, как Господь утвердительно опустил глаза».

Матушка пришла в себя. Оказалось, что в безжизненном состоянии она находилась около четырех часов. Физические силы к ней со временем возвратились. Она, как обычно, стала ревностно исполнять свое монашеское правило, постоянно посещала все богослужения в соборе, на которые всегда ходила в монашеском одеянии.

По благословению матушки Олимпиады в 2003 году была написана икона Пресвятой Богородицы «Целительница Киселевская» в память ее чудесного исцеления от коклюша, совершившегося в детстве в Киселевой балке, когда она напилась воды из Богородичного источника. Матушка Олимпиада говорила, что пройдет время, и образ Пресвятой Богородицы «Целительница Киселевская» будет прославлен как местночтимая икона Луганской земли.

ПРИЧАСТИВШИСЬ, ОТОШЛА

Достигнув преклонного возраста, матушка чувствовала приближение перехода в иной мир. Накануне праздника Святой Троицы, в субботу 10 июня 2006 года, матушке стало плохо. Вызвали скорую помощь, позвонили священнику. Все прибыли вовремя. Священник пришел со Святыми Дарами. И вот матушка приняла причастие, улыбнулась и тихо отошла к Господу. Жизнь схиигумении Олимпиады определила ее блаженную кончину, дела ее пошли вперед нее и исходатайствовали ей милость Божию и Царствие Небесное. В кончине своей она показала великую силу христианского смирения и монашеского послушания, вскормленных и огражденных силою горячей молитвы, которые достойно до могилы пронесла через всю свою нелегкую, многострадальную жизнь.