О создании недавно представленной в Луганске первой в истории научной монографии «Александр Литвинов в Луганске: память, песни и сказки Вени Д’ркина» в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказывает один из ее авторов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики Луганского государственного аграрного университета, культуролог Нина Ищенко.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛУГАНЧАН
— Кто такой Александр Литвинов и почему вас заинтересовало его творчество?
— Литвинов — один из людей, определивших мировоззрение луганчан моего поколения, его части, связанной с бард-рок-культурой. Впервые я услышала его песни на кассете в студенческие годы — в 90-е. Известен он был под псевдонимами Веня Д’ркин и Дрантя. Мы с мужем одинаково любили его творчество, где наряду с глубокими сложными песнями встречались юмористические и лирические произведения. С совершенствованием технологий у нас появились песни Дранти на DVD, а затем и в плейлисте в соцсетях.
Во время работы в Академии Матусовского я познакомилась с Олегом Ивашовым, легендарным отцом луганского андеграунда, одним из персонажей Вениных песен. В 2022 году я начала работать в Луганском ГАУ, где в 1991–1993 годах на мехфаке сельхоза учился Литвинов. В 2023 году в Москве вышла книга «ДрАнтология», содержащая максимально полное на данный момент собрание песен и рисунков Дранти. Примерно тогда же я посмотрела детективный сериал с Иваном Янковским «Плейлист волонтера», где в саундтреке используется песня Вени «Мне сегодня прольется». Все это вместе показало, что его творчество перешагнуло локальные границы. В наше время, когда продвижение автора зависит от ресурсов и денег, Венины песни, написанные 30 лет назад человеком, звучат, находят отклик, получают новые интерпретации и вызывают неподдельный искренний интерес. Поэтому в юбилейный для Вени год, когда ему исполнилось бы 55, мы с моим соавтором Валентиной Патерыкиной обобщили наши научные работы о творчестве Литвинова и создали эту книгу.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
— Песни Вени поют бард-рокеры, но занимаются ли его творчеством ученые?
— Наша книга — первая монография, посвященная конкретно Литвинову. Однако это не значит, что его творчество не интересует ученых, наоборот. Образы и темы Литвинова с филологических, музыковедческих и культурно-исторических позиций анализируют Наталья Данченкова, Наталья Симановская и Анна Лексина из Москвы, Станислав Меркушов из Твери, Владимир Гусаков из Воронежа, а также авторы из Санкт-Петербурга, Иркутска, Орла. География изучения Д’ркина совпадает с географией распространения русского языка. Пик внимания к его творчеству пришелся на 2000–2010-е. Надеемся, наша монография станет началом новой волны работы над песнями и сказками Литвинова.
СКАЗКИ ПОСТМОДЕРНА
— Почему в название книги вынесено слово «сказки»? Разве это так актуально сегодня?
— Важность сказок для творчества Вени — один из тех моментов, который для меня лично прояснился в процессе работы, и он остался бы в тени, если бы я не занялась книгой. Сказочник — основная самоидентификация Вени. В ряде интервью он определяет себя в первую очередь как сказочника, который взял в руки гитару и поет. От таких заявлений ученый не может отмахнуться. И хотя песни Вени известны гораздо шире, в нашей монографии целая глава посвящена и сказкам Д’ркина.
На основе понятия сказки постмодерна, введенного Валентиной Патерыкиной, мы анализируем сказки Вени — «Про Белоснежку» и «Тае Зори» — сказку сказок, его главное произведение, по его собственной оценке.
В своих сказках Литвинов подходит к тайне творчества, показывает, как соединяются древнейшие образы — герой, испытание, путь, смерть — с современными городскими реалиями. Так сохраняется во времени и передается в будущее наша культура.
БОЛЬШОЙ ПОЭТ
— Почему творчество Литвинова важно сейчас, в наши дни?
— Литвинов — большой поэт, его песни многослойны, его образы сложны.
В первую очередь отмечу важный для меня момент: конфликт формы и содержания, оказавшийся не разрушительным, а продуктивным. По форме тексты Д’ркина очень постмодернистские: сложные, составленные из цитат, многие из них стебные и иронические. Постмодерн — это тот самый метод западной культуры, который считается абсолютным оружием, уничтожающим другие культуры. Для защиты от этой гуманитарной технологии у нас часто культивируется убийственная серьезность, идеологически правильные произведения о хороших людях, мгновенно усыпляющие аудиторию и создающие атмосферу ритуальных повторений давно известного, изгоняющих всякую живую мысль. Эта атмосфера — один из факторов гибели СССР во время Вениной жизни.
Веня же работает совсем иначе. С помощью чужого метода из обломков прежней жизни он создает новые, цельные и живые образы, произведения, не разрушающие культуру, а оживляющие ее, сохраняющие самое ценное и важное, что есть в нашей истории и нашей памяти. Это почти волшебное использование вражеского оружия не для разрушения, а для созидания. Веня показывает, что ирония и цитатность постмодерна дают жизнь старым образам и не уничтожают культуру, а помогают ей сохраниться. В эпоху информационных войн такое умение невозможно переоценить, актуальность его только возрастает. Я считаю, что раскрытие потенциала Вениного творчества еще впереди.
ВЕНИНА ПАМЯТЬ
— Одна из тем вашей книги — память. Как сохраняется память о Вене на Луганщине?
— Меньше, чем хотелось бы. Дрантя — народный автор, его память сохраняется теми, кто любит его песни, помимо учреждений и организаций, что и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что память о Вене не закостеневает в церемониях, а плохо, потому что учреждения и организации обладают ресурсами, которых нет у неформальных сообществ. Было бы полезно для всех, если бы эти ресурсы были направлены на помощь обществу в сохранении того, что уже прошло испытание временем — песен Вени Д’ркина.
В ЛНР около 20 лет проводится бард-рок-фестиваль «Веничкина радуга». Он проводился возле Свердловска, а в последние годы — в Ростовской области. Мой соавтор Валентина Патерыкина прочитала несколько лекций о Вене в 2023–2025 годах в системе открытого образования «На чердаке», кураторами выступили Виктория Смоляр, Вадим Шатилов.
Часто включают песни Вени в свой репертуар бард-рокеры Луганщины: братья Золотухины, Светлана Каневская, Виталий Ведов, Алексей Булгаков, Евгений Калашников. Это самые заметные практики памяти Вени на Луганщине.
В Луганском ГАУ, где учился Литвинов, только начинаются памятные мероприятия в его честь: есть идея установить памятную доску на здании бывшего мехфака, где он учился. Творчество Литвинова не включено в школьную программу даже в форме регионального компонента. Литвинов также не входит в список наших выдающихся земляков, включенных в программу для школьников «Луганский характер». Надеемся, что работа в этом направлении будет делаться, и Луганск окажется в будущем вместе со своим сказочником, поэтом, бард-рокером, солнечным гением Сашей Литвиновым.