Луганская гончарная студия Lipka.Ceramics стала площадкой для индивидуальных и групповых мастер-классов, тимбилдинга и даже свиданий влюбленных. О рождающихся здесь изделиях, воздействии ремесла на внутреннее состояние, гончарном прошлом Луганщины и будущих проектах в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказала основатель и руководитель студии Кристина Липченко.
«ЛЮДЯМ ЭТО НУЖНО»
— Как давно и в каких форматах работает ваша студия? Как появилась идея этого проекта?
— Студия существует четыре месяца. В какой-то момент я увидела, что людям это нужно: однажды организовав выездной мастер-класс, получила колоссальный отклик. После этого загорелась идеей создать пространство, где занятия можно проводить на постоянной основе.
Моя жизнь давно тесно связана с творчеством. В луганской академии имени Матусовского я получила диплом графического дизайнера. Затем работала по профессии в луганском театре имени Голубовича, где познакомилась с моим будущем мужем.
Уйдя в декрет, полностью посвятила себя семье, но все равно моя натура хотела творить. И вот в 2022 году в жизни произошли некоторые изменения, возникли мысли о том, в чем себя применить. Я сказала мужу, что хочу заниматься керамикой. И он в меня поверил. Приобрел печь, глину и другие материалы. Со временем сделал из стиральной машины гончарный круг. Моя мастерская первое время располагалась в гараже супруга. Я приходила туда по вечерам и оттачивала навыки.
Первые изделия были бракованные, они давным-давно выброшены. Но постепенно получалось лучше и лучше. Потом муж подарил мне уже профессиональный гончарный круг.
Со временем арендовали помещение, в котором студия располагается сейчас. Основной формат работы — это тематические мастер-классы или занятия на свободную тему. В основном люди любят лепить чайные пары — кружку с блюдцем, тарелочки с надписями или рисунками, небольшие игрушки.
ОКРЫЛЯЮЩАЯ СИЛА
— Студия стала вашим семейным делом?
— Да, муж полностью участвует в ее работе. В новом помещении мы вместе делали ремонт. Вместе ездили в Ростов за стульями, мастерили столы. Поддержка со стороны супруга очень много для меня значит. Это самая окрыляющая сила, которая может быть.
— Посетители студии часто делятся в социальных сетях фото и видео с занятий, все чаще встречаются отметки аккаунта мастерской. Как Вы оцениваете популярность созданного вами пространства?
— Я даже не делаю сейчас рекламу, потому что боюсь большого наплыва. Сработало сарафанное радио. И я этому, наверное, больше всего рада, потому что это реальные отзывы, живые эмоции, а не реклама.
ДЕЛО В КОРНЯХ
— Как думаете, почему настолько возрос интерес к этому направлению?
— Интерес растет, в том числе, благодаря тому что многие люди, особенно девушки, это видели в интернете или приезжая в тот же соседний Ростов, где есть такие студии. Приходя ко мне, часто говорят: «Моя мечта сбылась», «Наконец-то у нас такое появилось».
А вообще это очень давнее ремесло. В XIX веке у нас в Донбассе был центр гончарного дела — около 200 подворий в селе Пархоменко Краснодонского района, где жили и работали мастера. Со временем это сошло на нет. И как раз одна из моих задач — возродить направление, которым славилась наша земля.
То есть, можно предположить, что отчасти интерес людей к гончарному мастерству сейчас определяется их корнями.
ВЛОЖИТЬ ЧУВСТВА И МЫСЛИ
— Наверное, свою роль играет и ценность ручной работы.
— Да. Вы даже не представляете, какие приятные эмоции испытывает человек, когда получает свое изделие, наливает кофе или чай в кружку, которую сделал своими руками. Ведь в любую ручную работу вложена душа, любовь, чувства и мысли.
Посуда, которая продается в торговых центрах, безусловно, красивая. Но это же то, что штампуется в Китае многотысячными партиями. А изделие, сделанное из глины своими руками, — единственное в мире. Даже если взять две кружки, сделанные в мастерской по одному образцу, они будут похожи, но каждая со своей особенностью.
«БУДЕМ ЗАЗЕМЛЯТЬСЯ»
— Какое терапевтическое воздействие оказывает на человека сам процесс лепки? Возможно, посетители студии делились своими впечатлениями после занятий.
— Когда я начинаю мастер-класс, всегда прошу отнестись к нему как к терапии. Говорю о том, что глина — земельный материал, поэтому будем заземляться. Это очень классная практика. Не у всех есть возможность выйти и постоять босиком на земле. А все мы знаем, что такое заземление и насколько положительно оно действует на наш организм.
И вот, работая с глиной, через нервные окончания на пальцах мы можем почувствовать эту энергию.
Многие отмечают, что чувствуют полное погружение в процесс, а после занятия начинают совершенно по-другому думать, наступает расслабление.
Я всегда спрашиваю у посетителей чем они занимаются, где работают. Не с какой-то целью, а просто из интереса. И оказалось, что среди гостей студии очень много врачей: стоматологи, терапевты, реаниматологи, хирурги. Люди с очень непростой работой. И здесь они могут расслабиться, восстановить внутреннее состояние и дальше помогать людям.
ДРУГАЯ СТОРОНА СЕРЬЕЗНЫХ И СИЛЬНЫХ
— А какие еще интересные профессии Вам встречались среди посетителей? Есть ли среди участников мастер-классов мужчины или все-таки преимущественно это женщины?
— Приходит довольно много военных. Конечно, они в гражданской одежде, и так сразу не поймешь. Но в процессе разговора выясняется, что они состоят на службе в том или ином ведомстве. Некоторые из них шутили, что глина похожа на пластит (взрывчатое вещество — прим. ЛИЦ) — и уже так завязывался разговор о сфере их деятельности.
Очень интересно видеть, когда серьезные и сильные мужчины изготавливают для своих любимых что-то своими руками, аккуратно выводят романтические надписи.
То есть, приходят не только женщины.
Помимо групповых мастер-классов в студии проводятся индивидуальные занятия. И часто записываются пары — муж с женой или парень с девушкой. Таким образом организовывают свидания. Эта идея многим известна из фильма «Призрак», где происходит знаменитая сцена с гончарным кругом.
Часто инициатором выступает именно девушка, но бывает, что и мужчины сами приводят своих девушек, которые мечтали о таком свидании.
ГРИНЧ И ПРЯНИКИ
— Какие изделия пользовались популярностью среди посетителей в преддверии Нового года?
— В основном посетители делали кружки с надписями, с изображением пряников, конечно же, с новогодним персонажем — Гринчем. Лепили блюдца, подсвечники для новогоднего стола. Декорировали самыми разными способами. У меня есть штампы — различные звездочки и снежинки.
Еще в ноябре в студию пришел коллектив бьюти-салона — у них был тимбилдинг. Одна из девушек сделала тарелочку, нарисовала на ней еловую веточку и шарик. Получилось очень нежно.
Конечно, чтобы успеть сделать что-то к празднику, было необходимо позаботиться об этом заранее. Приходя на мастер-класс, человек делает изделие и оставляет его на сушку, которая может занимать до трех недель. И после этого я ставлю эту вещь на первый обжиг, затем покрываю глазурью. Потом опять в обжиг и уже после этого отдаю автору.
ОТ БРОШЕК ДО КИТА
— Студия уже стала пространством для мастер-классов, свиданий, тимбилдинга, как Вы сказали. Есть ли еще идеи относительно форматов работы на будущее?
— Интересный формат — музыкальные вечера. Уже дважды мы их проводили и планируем еще. Люди остались в восторге, потому что на всех это оказало тоже своего рода медитативное воздействие.
Еще хочу провести встречи с психологами, кинопоказы и поэтические вечера.
— Раньше Вы выполняли индивидуальные заказы. Какие именно предметы есть среди всего разнообразия выполненных работ?
— Я и сейчас готова делать изделия на заказ, но в этом себя сильно не рекламирую. Мне очень нравится, когда все-таки каждое изделие уникально. Не люблю делать повторы. Стараюсь, конечно, браться за интересные идеи — например, если это изделие в виде какой-то зверушки или что-то подобное.
А вообще керамика безгранична. Делать можно, начиная от пиал, брошек, сережек, украшений для дома, и заканчивая раковинами, вазами, скульптурами. Сейчас леплю кита — такой декор для дома.
Мне очень нравится работа с глазурями. В своих работах я использую несколько другие, чем на мастер-классах. Более профессиональные. После обжига они дают невероятные эффекты, проявляются сами по себе — и это будет уникальная абстракция.
Сейчас мне очень близка фольклорная тема — русские народные сказки. У меня двое деток и по вечерам постоянно им читаю. Интересно вникать, как возник тот или иной персонаж или, например, почему избушка именно на курьих ножках. И хочу сделать серию посуды по мотивам сказок — расписать тарелочки глазурью. Одна такая работа уже есть.
— А какие образы Вы бы хотели отразить?
— Например, это могут быть Василиса Прекрасная, Иван Царевич, Баба Яга, Змей Горыныч, богатыри, жар-птица.
Кстати, кита, которого я сейчас леплю, тоже хочу оформить в фольклорном стиле, расписать завитками.
«ПОДУМАЮ ОБ ЭТОМ ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ»
— Планируете создать эту коллекцию только для себя или, возможно, хотели бы представить ее и другие работы на какой-то выставочной площадке?
— Может быть, хотелось бы когда-то провести выставку, но подумаю об этом лет через пять. Сейчас хочу работать для студии. Чтобы мои изделия были представлены здесь в широком ассортименте.