Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко

Марионетки, планшетные и перчаточные, изготовленные из поролона и пенопласта — эти маленькие артисты оживают в умелых руках актеров, чтобы подарить сказку детям и заставить задуматься взрослых. Корреспондент ЛИЦ в Международный день кукольника побывал за кулисами Луганского академического театра кукол и познакомился с персонажами и их создателями.

Художник-бутафор Любовь Цаплюк служит в театре 18 лет. В профессию пришла будучи студенткой Луганского колледжа культуры, все началось с обыкновенной практики. Но кукольная магия так захватила художницу, что уйти из театра она уже не смогла.

ЛЕЖИТ ГРУША, НЕЛЬЗЯ СКУШАТЬ

Я занимаюсь непосредственно изготовлением кукол. Сначала, когда только пришла сюда, делала бутафорию — яблочки, чашечки-ложечки. Все как настоящее — вот, лежит пирожок на столе, но его скушать нельзя, он из поролона.

А вот после того как набралась опыта, постепенно начала делать кукол, лепить маски, выклеивать, фактурить, делать лица и руки — все потихонечку, постепенно. И декорации делаем, головные уборы, обувь, перчатки. Все, что клеится, в принципе. А вот костюмы уже создаются у нас в швейном цехе.

Рисовать мне всегда нравилось, поэтому я окончила Луганский колледж культуры и пришла сюда на практику студенткой. Из 12 студентов только двоим предложили устроиться в театр на работу после обучения. Естественно, нас это заинтересовало. Пришли, попробовали, и вот уже 18 лет прошло с тех пор.

ПРИДУМАТЬ, СДЕЛАТЬ, «ОЖИВИТЬ»

Мне очень нравится, что театр кукол — это не завод и не фабрика, где изо дня в день печешь хлеб или пришиваешь карман. Здесь каждый день познаешь и делаешь что-то новое. Нет никаких лекал, заготовок. Поэтому для меня, для моего характера это — именно то, что нужно.

Создание кукол — процесс очень серьезный. Есть режиссер, который выбирает спектакль, художники-постановщики. Они собираются, обсуждают спектакль, определяют, какая должна быть кукла, на какой сцене и как она будет работать. Кукол очень много, мы делаем абсолютно все, но главное — мастерство наших актеров, которые берут и оживляют их. А мы делаем то, что нам заранее нарисовали на эскизах.

Заранее обсуждается и какой должна быть кукла, что у нее должно работать — ручки, ножки, глазки, либо она должна разговаривать, прорисовывается вся механика. Отдельно идет чертеж в столярный цех, отдельно — к нам в мастерскую: как кукла должна быть одета, какая у нее должна быть обувь, какая голова, какая прическа, нужно ли ее фактурить (это как будто кожа покрашенная, либо же кукла должна быть сверху тканью обтянута). Это все обсуждается исключительно с художником, который закладывает в каждую свою куклу некий смысл, а мы уже это исполняем.

Делаем каркас, допустим, из дерева или из проволоки, и начинаем набирать тело: ножки, ручки, животик, все что надо. Потом одеваем куклу, обуваем, красим. Затем приходят к нам актеры, пробуют: работает-не работает, что добавить, что убавить. И только после этого выпускаем куклу на спектакль и начинаются репетиции. На этом этапе тоже может что-то добавиться или убавиться. Так что процесс создания «живой» куклы — долгий и непростой.

Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко

ГЛОБУС, КОТОРЫЙ ВИДИТ И ГАРМОНИСТ ВАСИЛИЙ

У нас тут все удивительное, даже стул может стать персонажем. Например, сейчас в работе — обычный глобус. Но это только с одной стороны. Потом произойдет волшебство, он повернется и превратится в глаз — всевидящее око. Оно живое — механик сделает так, что зрачок «оживет», будет озвучка.

Еще сейчас готовим два спектакля. Один из них — «Летчик и М. Принц» Давида Бурмана уже практически закончили, второй — «Женский фронт» — только начали, но тоже заканчивать надо, потому что уже скоро репетиция. Спектакли будет приурочен к 9 Мая. Делаем Маленького принца, и закончили уже в принципе. А вон гармонист Василий на сцене сейчас сидит — тоже наша работа.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ «АКТРИСЫ»

Рассчитать определенное время невозможно. Конечно, есть какие-то технические моменты. Допустим, папье-маше сохнет определенное время, в зависимости от толщины. Летом тепло, кукла быстро высыхает. А в холода мы ставим ее к специальному обогревателю, высушиваем по технологии. Есть куклы просто из поролона, есть из пенопласта — все зависит от материала, которым мы работаем и от сложности куклы.

Как по мне, самое сложное — кукла-марионетка. С ней не каждый специалист, не каждый актер может работать, это очень серьезный опыт, который прорабатывается много лет. И делать марионетку — дольше и сложнее всего.

А вот перчаточная кукла делается быстрее — в течение трех-четырех дней.

САМАЯ ДОРОГАЯ КУКЛА

Каждая кукла — любимая, ее любишь практически как своего ребенка, ведь она у тебя в руках рождается. И каждая дорога по-своему.

Но особенно запомнилась самая первая кукла. Тогда я только начала работать, у нас был спектакль «Милая Шура». Первый блин, конечно, сначала был комом, но я старалась, где-то дня два лепила. И в конце концов получилась очень интересная такая куколка-лялечка.

А еще есть кукла, которую я делала перед тем, как выйти в декрет. Это девочка, которая похожа на заводную куколку из «Трех толстяков». Я делала ее с любовью, вкладывала все свои материнские чувства. Все были просто очарованы этой куклой, она получилась живая.

Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко
Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко

КОГДА ВОЗРАСТ НЕ ПОМЕХА

Реставрация — это всегда особый процесс. Сейчас есть новый метод печати кукол на 3D принтерах. Нам привозят из Москвы еще неиспытанных по качеству хрупких кукол, и все равно приходится их реставрировать, укреплять, улучшать. А старые, даже сделанные 20 лет назад, — намного крепче. Их особо реставрировать и не надо, они более крепкие.

Переделать всегда сложнее, чем сделать новое. Потому что новое ты создаешь от начала до конца. Но в любом случае, если тебе работа нравится, не сложно ни то, ни другое. Просто берешь и делаешь.

ТИШИНА, КАТАРСИС И СЛЕЗЫ

Для меня самая лучшая награда — когда в зале тишина, и дети с восхищением или недоумением ждут, что сейчас произойдет. Нет хруста чипсов или дерганья за косички. Ты чувствуешь, что ребенок полностью уходит в сюжет, погружается в события на сцене. Это не телевизор, не интернет, дети думают, что куклы — это живые персонажи, пытаются с ними общаться, хотят сфотографироваться после спектакля. Вот это –самое классное.

А бывает спектакль через катарсис. Допустим, в спектакле щеночек умирает, его жалко. Через слезы к ребенку приходит осознание жизни. У нас есть спектакль «По зеленым холмам океана», он уже старый. Но после него даже шестидесятилетние дяди часто выходят со слезами на глазах. Это осознание и понимание — очень важно, когда не только дети понимают, но и родители. А ведь в 10 лет и в 30 ты воспринимаешь одну и ту же информацию абсолютно по-разному.

Профессиональный праздник отмечаем на рабочем месте — у нас всегда спектакли, гастроли, реставрация, голову некогда поднять. Ничего особенного не будет — соберемся вместе, выпьем чаю и поздравим друг друга.