Фото: Луганский Информационный Центр/Анастасия Стеценко

О планах строительства в ЛНР комплексов по переработке отходов (КПО), перспективах разминирования и воспроизводства лесов, влиянии боевых действий на флору и фауну региона в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказала заместитель министра природных ресурсов и экологии Республики Елена Бойко.

ИЗ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ — В УДОБРЕНИЯ И ТОПЛИВО

— Какие мероприятия уже предприняты относительно будущего строительства в ЛНР трех комплексов по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО)? Планируется ли привлечь к этому инвесторов?

— В настоящее время Минприроды ЛНР совместно с администрациями муниципальных образований определены земельные участки для размещения КПО «Луганск» и «Антрацит», завершается работа по переводу этих земельных участков из муниципальной собственности в государственную.

Документация на КПО «Луганск» уже проходит заключение государственной экспертизы. Предположительно, процедура завершится в середине марта.

Под контролем Правительства Российской Федерации Минприроды и Минстрой России ведут поиски источников финансирования строительства КПО «Луганск» за счет средств федерального бюджета.

Учитывая то, что создание комплексов по переработке отходов требует значительных финансовых вложений, к строительству КПО «Антрацит» и «Северодонецк» планируется привлечение частных инвесторов.

При этом работы по созданию КПО «Северодонецк» будут начаты после обеспечения безопасности в регионе.

— Какие изменения в области сбора и переработки ТКО повлечет появление этих комплексов?

— Создание комплексов по переработке отходов позволит достичь 100% сортировки всех образующихся ТКО и сократить в два раза объемы их захоронения на полигонах к 2030 году. Эти показатели установлены Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина для всех регионов нашей страны, что, в конечном счете, должно способствовать формированию в России экономики замкнутого цикла.

Будет запрещено захоронение ТКО без выборки из них полезных компонентов, что позволит не только снизить объемы захоронения, но и вовлечь в хозяйственный оборот около 50% образующихся ТКО.

Применяемые на комплексах по переработке отходов технологии позволят производить удобрения из органических компонентов для сельского хозяйства, техногрунты для рекультивации нарушенных земель, топливо из горючей части ТКО для энергетической, металлургической и цементной промышленности.

— За счет чего планируется достичь стопроцентной сортировки отходов? Упор будет сделан именно на организацию сбора?

— Сортировка будет организована и на этапе сбора, и на самом КПО. На сегодня у нас используются контейнеры общего пользования. Но следующий шаг — появление емкостей разного цвета под определенный вид отходов.

И уже в комплексах переработки собранные ТКО будут проходить разделение на фракции (например, пищевые отходы, макулатура, стекло, полимерные материалы, металлы — прим. ЛИЦ).

ПОЛИГОНЫ И СВАЛКИ

— Как оценивается состояние действующих полигонов ТКО? Какие из них будут законсервированы?

— Действующие объекты захоронения ТКО не в полной мере отвечают всем требованиям действующего законодательства Российской Федерации, учитывая то, что они создавались в разное время, в том числе на территории населенных пунктов, что сейчас запрещено. Строились без соблюдения технических и проектных решений или путем легализации переходили из разряда «стихийных свалок» в разряд «полигонов/санкционированных свалок».

Учитывая то, что обойтись без этих объектов Республика сейчас не может, Правительство Российской Федерации издало постановление, согласно которому указанные объекты могут эксплуатироваться до конца переходного периода.

По мере создания новых современных комплексов по переработке отходов все существующие полигоны и свалки будут выведены из эксплуатации и должны быть рекультивированы.

ИНСТИТУТ ЭКООПЕРАТОРОВ

— На каком этапе находится подбор регионального экологического оператора? Есть ли в ЛНР компании, способные обеспечить выполнение всех необходимых функций, или рассматривается привлечение только организаций из других регионов РФ?

— В данный момент Минприроды ЛНР совместно с публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» разработана дорожная карта по внедрению института региональных операторов по обращению с ТКО, предусматривающая начало деятельности регионального оператора на территории Луганской Народной Республики с 1 января 2026 года. В ближайшее время будут разработаны и опубликованы материалы для отбора региональных операторов, которые позволят претендентам на присвоение данного статуса детально ознакомиться с особенностями осуществления деятельности на территории нашей Республики.

С приходом регионального оператора все договора с населением и предприятиями будут заключаться только с региональным оператором, который будет организовывать вывоз и захоронение. Остальные участники рынка будут выполнять работы по обращению с ТКО, которые определит им региональный оператор.

Учитывая то, что 38 из 40 специализированных предприятий по обращению с ТКО являются муниципальными и могут осуществлять деятельность в границах своих муниципальных образований, на роль регионального оператора рассматриваются претенденты из других субъектов Российской Федерации.

— Из каких регионов претенденты на выполнение этой функции?

— Речь идет о представителях нескольких субъектов: Ростовская область, Иркутская область, Красноярский край. Это организации, которые уже имеют опыт работы в данной сфере.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

— Какие мероприятия, связанные с оздоровлением рек и озер, пройдут в ЛНР в этом году?

— В 2025 году планируется осуществить расчистку реки Лугань в Первомайске и пгт Калиново общей протяженностью 15 км. Это расчистка от мусора, упавших и аварийных деревьев, планирование откосов.

Кроме того, в 2025 году планируется начать работы по разработке проектно-сметной документации по расчистке реки Большая Каменка протяженностью 12 км. В данном случае расчистка подразумевается с дноуглублением и выемкой илов. Саму расчистку планируем на 2026–2027 годы.

Также в текущем году мы планируем завершить начатые в 2024 году работы по разработке проектно-сметной документации по расчистке реки Белая протяженностью 20 км. А уже в 2026–2027 годах планируется осуществить расчистку. В данном случае это уже не просто уборка деревьев и мусора. Подразумевается расчистка с удалением ила и дноуглублением.

Аналогично в этом году мы планируем завершить разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту гидротехнических сооружений Лутугинского и Краснянского водохранилищ. Капремонт будет осуществлен в 2026–2027 годах за счет федеральных средств.

Данные водохранилища относятся к собственности муниципалитетов. Модернизация мощностей позволит привести в порядок рекреационные зоны этих водохранилищ и исключить возможные чрезвычайные ситуации, связанные с прорывами гидрохимических сооружений.

Еще одно немаловажное направление работы в сфере оздоровления водных объектов — это координация на территории ЛНР ежегодной всероссийской акции «Вода России» федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов». В 2024 году министерство обеспечило приемку от Минприроды РФ инвентаря и его раздачу по муниципалитетам. За год проведено 263 мероприятия с участием более трех тысяч человек. В акции принимали участие представители Народного Совета, администраций муниципальных образований, иных организаций, ветераны СВО, юные экологи, а также неравнодушные граждане Республики.

Второй год подряд ЛНР по итогам акции получает призовую номинацию: «Прорыв года» — в 2023-м и «Экосемья года» — в 2024-м.

На сегодня мы уже готовы к работе в текущем году и ждем лишь официального старта акции от Минприроды РФ.

МИНЫ ПО ДВУМ БЕРЕГАМ

— По реке Северский Донец в ЛНР длительное время проходила линия фронта. Какие последствия для водного объекта это повлекло? Какие мероприятия запланированы Минприроды относительно этой артерии?

— Северский Донец с 2014 по 2022 годы являлся линией боевого соприкосновения. В связи с этим оба его берега заминированы. Не стоит забывать и о возможных боеприпасах, находящихся на дне реки.

Именно поэтому до завершения разминирования планировать какие-либо водоохранные мероприятия — это подвергать жизни людей значительным рискам.

Не стоит забывать, что до того, как почистить основную реку, необходимо позаботиться о ее притоках, чтобы минимизировать повторное загрязнение расчищенных участков. Чем мы, собственно, сейчас и занимаемся на основании разработанных по поручению Федерального агентства водных ресурсов ранжиров перечней участков рек, подлежащих расчистке.

ПОТЕРИ ЛЕСА

— Как в целом оценивается ущерб экологии ЛНР, нанесенный в результате боевых действий? Какие действия противника причинили вред экологии ЛНР?

— В 2020 году по халатности и неорганизованности киевских властей на подконтрольной им территории Луганской Народной Республики произошел ряд крупных пожаров, в результате которых пострадало более 20 тыс. га лесных насаждений и еще 10 тыс. га пострадало в ходе боевых действий. На сегодняшний день площадь поврежденных и погибших насаждений составляет более 50 тыс. га. Это шестая часть нашего лесного фонда. Его воспроизводство требует очень много работы. В том числе, необходимо обеспечить разминирование, безопасный проход на лесные участки, выращивание посадочного материала. На один гектар идет от двух до четырех тысяч саженцев.

Площадь, на которой находятся взрывоопасные предметы, составляет более 105 тыс. га. Разминирование займет достаточно много времени, поскольку в первую очередь будут очищены территории населенных пунктов и объектов инфраструктуры, а также сельскохозяйственные угодья.

Для восстановления лесов на территории Луганской Народной Республики в объеме до 2014 года потребуется немало времени, но работа в этом направлении ведется ежегодно.

Так, начиная с 2023 года, площадь восстановленных лесов Республики составила 735 га. В 2025 году планируемая площадь лесовосстановления — 262,5 га, в том числе в рамках весенней посадочной кампании запланировано восстановление лесных насаждений на площади 189,4 га. Кроме того, панируется создание 10 га новых лесных культур на территории, которая ранее не была занята лесами.

ОЛЕНИ, ЛОСИ И РЕДКИЕ СУРКИ

Также боевые действия существенно повлияли на все компоненты биоразнообразия.

Птицы и звери боятся шума. Шум дезориентирует животных. У птиц сбиваются миграционные пути, звери часто подходят к населенным пунктам. То на одной, то на другой территории мы видим появление оленей, ланей, лосей. Они мигрируют. Естественно, где шум, военные действия, их нет. Но с другой стороны, то, что они идут в населенный пункт, к людям, может говорить о том, что животные голодные. Люди помогают нам вывести их из поселений, но все равно иногда лесные жители возвращаются. А что касается тех же кабанов, которые распространены на нашей территории, их численность остается примерно такой же, какой было до 2014 года.

Также военные действия приводят к возникновению пожаров в местах произрастания растений и обитания животных. Погибают сами животные и их потомство, гибнет кормовая база.

Все это ведет к сокращению численности одних видов, бесконтрольному размножению других, более мелких травоядных видов, их массовой миграции. Полноценный мониторинг и инвентаризация этих видов возможны только после прекращения боевых действий.

— Луганскому природному заповеднику планируется придать статус федерального значения. Какой практический смысл это несет?

— Таким образом территория заповедника станет подведомственна Минприроды РФ. На сегодняшний день процедура перехода в федеральный статус не завершена. Предполагаемый срок передачи — конец 2025 года.

Это позволит увеличить финансирование научных исследований, воспроизводства каких-либо видов животных и растений.

— Возможно, уже известно каких видов животных могут коснуться мероприятия, связанные с воспроизводством?

— Пока не могу сказать точно. Но хочу обратить внимание на то, что на нашей территории обитает единственный в мире вид сурков. Есть несколько классов, подвидов, но те, которые есть в нашем регионе, очень ценные. Поэтому, естественно, обеспечить их дальнейшую жизнь, воспроизводство — будет одной из задач заповедника.

Отмечу, что и в настоящее время, конечно, их защита обеспечивается на должном уровне. Случаи браконьерства не фиксируются.

ПРЕДОТВРАТИТЬ ЛЕСНОЙ ПОЖАР

— На каком этапе сейчас находится формирование в лесничествах лесопожарной службы? Могут ли быть предприняты какие-либо меры для предотвращения лесных пожаров, как, например, происходили в 2024 году?

— Во исполнение распоряжения Правительства ЛНР на сегодняшний день 10 из 11 лесоохотничьих предприятий, подведомственных Минприроды, прошли процедуру преобразования в государственные бюджетные учреждения. В соответствии со штатным расписанием лесоохотничьих учреждений предусмотрено создание 13 лесопожарных станций, предельная штатная численность работников которых составляет 148 человек.

В 2024 году начался процесс оснащения лесохозяйственных учреждений противопожарной техникой и инвентарем, было приобретено десять единиц малых лесопожарных комплексов на базе автомобилей УА3 и более четырех тысяч единиц противопожарного оборудования и инвентаря. Имущество приобретено в рамках реализации Программы социально-экономического развития Луганской Народной Республики и передано лесоохотничьим учреждениям для выполнения работ по патрулированию, а также тушению лесных пожаров.

В рамках выполнения программы в 2025 году планируется приобретение еще трех единиц лесопожарной техники.

Минприроды ЛНР утверждены планы тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2025 года на территории 11 лесничеств. Вместе с этим разработан сводный план тушения лесных пожаров на территории Луганской Народной Республики на период пожароопасного сезона 2025 года, который проходит соответствующие этапы согласования с заинтересованными ведомствами.

С целью сокращения площадей лесных пожаров на землях лесного фонда Луганской Народной Республики в 2025 году подведомственными Минприроды ЛНР лесоохотничьими учреждениями запланированы следующие противопожарные мероприятия:

  • устройство 2115 км новых минерализованных полос;
  • прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление на участках общей протяженностью 16 449 км;
  • установка 132 предупредительных аншлагов и запрещающих знаков;
  • установка 163 шлагбаумов;
  • проведение мониторинга пожарной опасности в лесах путем наземного патрулирования лесов на площади 240,5 тыс. га.

Все запланированные противопожарные мероприятия на 2025 год будут способствовать минимизации и сокращению площади лесных пожаров на землях лесного фонда Луганской Народной Республики.